17-19 марта
16.03.2006 | Концерт
Фестиваль в трех картинахЗанимательное собрание разномастных вокалисток
История не нова: каждый год центр «Дом» подбирает кадры и устраивает фестиваль «Глубокая глотка» — трехдневное исследование возможностей человеческого голоса. Привычных участников вроде тувинцев «Ольчей» и алтайской певицы Тандалай пропускаем: более чем достойные люди, но про чудеса горлового пения в Москве узнали уже даже те, кто никогда не собирался. Важнее — другие.
Картина первая: полная чешская девушка поет дуэтом сама с собой, прорисовывает вокальные пейзажи, показывает абстрактный видеоарт. Это Ридина Ахмедова, хрупкая натура с комплекцией оперной певицы.
Ахмедова конструирует свои воздушные замки, сэмплируя голос непосредственно на сцене; к концу композиции звучит уже целый хор — и никакой инструментальной поддержки.
Такими вещами много кто занимается, здесь не форма важна, а содержание — «уи-уи» и «ту-ту» Ридина пропевает жутко трогательно, сентиментальные вокализы чешки напоминают песни ее землячек из группы Tara Fuki, если бы они перестали играть на виолончелях; очень берущая за душу вещь.
Картина вторая: хохотушка с косичками, чем-то похожая на повеселевшую Н.К.Крупскую, под ироничный бубнеж тубы и тромбона поет «Bad» Майкла Джексона. Это Эрика Штуки, она величает себя принцессой и перепевает королей и королев — Элвиса, Queen и так далее вплоть до Бритни Спирс.
Штуки — это где-то между чудачествами певицы Ниобы и наивным очарованием француженки Ариэль Домбаль, ее трюки и алле-опы не превращают происходящее в бессмысленный балаган, это скорее про смену парадигмы, чем про насмешку; про то, как самоуверенные поп-хиты неловко себя чувствуют в окружении тонких джазовых материй.
Картина третья, не столь радужная: девушка с потрясающими вокальными данными, поездившая по Лондонам и Стокгольмам, работает теперь диджеем на челябинской радиостанции — другими занятиями не проживешь. Это Ольга Леонова. Лев Гутовский из «Нового художественного ансамбля» нашел ее пять лет назад на муниципальном фестивале — Леонова тогда пела в хеви-металлической группе. Ее мало где увидишь: из Челябинска лететь далеко, да никто особо и не зовет. Для «Глубокой глотки» «НХА» с Леоновой делают что-то совсем уж заковыристое: произведение минималиста-мистика Сергея Загния Гутовский замедлил, сменил тональность и встроил в него госпел «Sometimes I Feel Like a Motherless Child». Как это будет звучать — бог весть; но во всяком случае «Stairway to Heaven» Леонова поет так, будто возносит литанию Сатане, от этой двенадцатиминутной колокольной оратории мороз идет по коже. Она-то на самом деле и должна быть главной героиней. Даром что здешняя.
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.