Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.03.2014 | Арт

Меценаты как они есть

Выставка «Личный выбор» в «Гараже» покажет, насколько разнообразны вкусы собирателей современного искусства

Современное искусство в России живет не благодаря, а скорее вопреки официальной государственной политике. Более или менее стабильное его существование обеспечивается во многом стараниями меценатов, поддерживающих часто экспериментальное и непонятное широкой публике творчество. В ЦСК«Гараж» решили, что страна должна знать своих героев, и подготовили выставку«Личный выбор: работы из частных коллекций современного искусства». Двадцать три персоны(или, как в случае с Романом Абрамовичем и Дарьей Жуковой, тандем), вкладывающие деньги в современное искусство, выставят здесь приобретенные ими работы. Причем условия экспонирования достаточно строгие: куратор Юлия Аксенова предложила от каждого из участников принимать не более одного произведения.
Рядом с каждой работой предполагается экспликация — своеобразный словесный портрет коллекционера. Это ответы на несколько общих для всех вопросов, например,«когда была приобретена первая работа»,«какова концепция коллекции»,«что побуждает вас покупать искусство»,«какой работой участвуете в выставке и почему».



Состав участников«Личного выбора» широк. Это и признанные культуртрегеры, вкладывающие большие средства в институциональную поддержку искусства(Дарья Жукова и Роман Абрамович, Игорь Маркин, Екатерина и Владимир Семенихины), и коллекционеры, осознанно собирающие подобие частного, альтернативного музея современного российского искусства(Ивета и Тамаз Манашеровы, Виктор Бондаренко, Михаил Алшибая), и богатые люди, для которых contemporary art просто любимое дело (Ольга Слуцкер, Леонид Блаватник, Леонид Фридлянд). Подобной широтой объясняется удивительное разнообразие экспонатов. Войдя в зал, придирчивые знатоки могут быть обескуражены неожиданным соседством всего со всем. Добрая часть экспонатов — даже не contemporary art, а самое что ни на есть хрестоматийное неофициальное искусство позднесоветских лет. Так, чета Манашеровых выбрала метафизическую абстракцию Михаила Шварцмана, а Игорь Цуканов — живопись советского сюрреалиста Олега Целкова. Объяснение: именно эти художники отвечают за вневременные критерии смыслов и качества. Что удивительно, и чета Жукова — Абрамович предпочла проверенные временем ценности. Они выставят картину«Наташа с бюстом Сталина» 1982-1983 годов классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. На картине, пародирующей академический стиль классической эпохи, обнаженная девушка на кровати освещает свечой бюст генералиссимуса. Создается травестийная атмосфера тайного культа с идолопоклонством и жрицей. Жукова и Абрамович считают, что именно эта картина полно отражает нашу сегодняшнюю социально-политическую реальность.
Совсем новое российское искусство тоже представлено именами известными: скульптуру «Космонавт» Олега Кулика покажет чета Семенихиных, светящийся лозунг Сергея Браткова «Да здравствует сегодняшнее плохо за то, что завтра будет хорошо» выставит Владимир Смирнов. Сразу две работы подписаны именем Владислава Мамышева-Монро. Его выбрали Ольга Слуцкер и Леонид Добровский.

Из двадцати трех экспонатов четырнадцать работ российских художников. Девять коллекционеров выбрали западных мэтров. Среди последних: Энди Уорхол с портретом Ленина, фотография аэропорта Шарль де Голль Андреаса Гурски, абстрактная скульптура Александра Колдера, панно с черепами от братьев Чепменов, позолоченные скульптуры(головы животных — знаков зодиака) Ай Вэйвэя. Такая замечательная по своей пестроте картина совсем не свидетельствует об эклектичности вкусов. Скорее вселяет надежду: российский меценат учится не следовать коллективной моде, а ценит свободу выбора.


 

Источник: Ведомости. Пятница. 07.02.2014, 4 (383),








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.