12.02.2014 | Арт
Прочность конструкцииВ 90-е и художник, и галерист, и куратор, и журналист сами выставки делают, сами их смотрят, сами их обсуждают, сами их пропивают
Когда-то праотец советского неофициального искусства Владимир Фаворский говорил, что в основе любого события искусства должно быть удивление. Дословно так: «Удивление должно быть вначале». Проблема в том, что в contemporary art России эта способность удивляться и другая – удивлять – постепенно становятся раритетом. Осенняя Московская биеннале стала в целом неутешительным тому подтверждением. И словно старец, томящийся и завидующий прыткому юноше, наша арт-общественность жадно набросилась на обольстительный протейный образ начала начал. То, что этот образ сохранил свою энергию молодости, – главная заслуга тех, кто стоит у истоков проекта, руководителей галереи XL Projects Елены Селиной и Сергея Хрипуна.
Во второй части картина становится более дробной, мозаичной. Галерейная карта Москвы усложняется, ветвится, будто схема столичного метрополитена. Именно в это время галереи оказываются не только «местом силы», но и власти над процессом. На выставке очевидно прослеживается их всё более конкретизирующаяся специализация и работа со «своими» художниками, которым шагать куда вздумается уже нельзя.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.