17.09.2013 | Pre-print
Привет вам, принц…... на "Пряжке", в вашем доме
Остранение это такой художественный прием, при котором автор выступает в образе человека, но на самом деле им не является. («„Остраннение“ есть описание знакомой вещи как впервые увиденной „странности“».) Как ни жутковато в этом признаваться, для меня «остраннение» не прием. Как раз приемом был бы взгляд изнутри, когда все ясно само собой из названий вещей. Но для меня нет ничего само собой разумеющегося. Я – образцовый абрамтерцовский пхенц (читать надо, господа, читать). Моя человеческая оболочка, изученная мною за истекшие шестьдесят пять лет, позволяет мне всего лишь худо-бедно судить о человеческих существах.
-- Как вы выразились? «Человеческих»?
См. А.Вознесенский, «После».
Да, это планетяне Земли. Я не из их числа. И не знаю подобных себе. Не знаю, где их искать и есть ли чтó искать. Я ударяю по зеркалу железным щупом. Из осколков набирается порядочная аудитория, к которой я и обращаюсь в этом скорбном для меня обличье. Пусть знают, каково это – жить в человечьей шкуре. В плену каких предрассудков и фобий вынужденно пребываешь. Вынужденно – не притворно. Потому что, хоть и гляжу на все вчуже, бессилен перед своими чувствами – вполне земными.
Мои слушатели то и дело перебивают меня: о чем-то спрашивают, просят уточнить. Вопросы к самому себе могут быть лишь наводящими.
-- Как, простите? «Человечество»?»
Да, это совокупный продукт грехопадения. А грехопадение – это авария. Падение самолета на Землю. И все пассажиры, кто в нем летел, ударились о Землю и обернулись людьми. Сиречь превратились в тела с душами. (Помните предложение в учебнике русского языка: «Под потолком протянулись длинные трубы с душами» – и безумный взгляд ученика, не догадывающегося, что речь идет о парниковом хозяйстве.)
Души это у.е. мирового Духа – он же Дух Земли. Лишенные вкуса, запаха и цвета, души расфасованы по телам. В одне руки отпускается девять граммов души. Такова разница в весе между человеком до завершения жизнедеятельности и после. В отличие от воробья. Знаете, какая разница между воробьем? Никакой. И перышки одинаковые, и клюв одинаковый, и лапки одинаковые, особенно левая.
В плотно населенных областях Земли душа представляет собою ценник. По истечении срока годности тéла ценник втыкается в любое другое свежеизготовленное изделие из плоти, не обязательно человечьей, поверх старой цены пишется новая. Это – метемпсихоз или насильственное переселение душ. Где плотность заселения не столь высока, там спрос на душу у населения не столь велик. В отсутствие дефицита можно позволить себе приобрести новую душу, а не подержанную. Вывеска с надписью «секонд хенд» кириллицей – редкость.
Душа не носит половых знаков отличия, то есть не может быть sexy. Ввиду грядущего воскресения во плоти столь же радужные перспективы и у тела. Фирма «Унисекс» уже приступила к массовому пошиву верхней и нижней одежды – второе представляет для меня большой научный интерес, если только это не N.T.
N.T. - Non testemonium. Произносится как «энтэ», что по-немецки означает «утка». См. М.Гаспаров, «Записи и выписки».
Надо сказать, что желание любой ценой оставаться sexy приводит к росту антирелигиозных настроений, некоторым это дает повод усомниться в существовании души. Ее решено объявить женщиной в порядке компромисса на том основании, что ей присущи такие женские черты, как любовь к бижутерии («Душа ведь женщина, ей нравятся безделки»).
А теперь коснемся сугубо мужских черт души – утверждать, что их нет за душой, в корне неверно. Так к вопросам чести женское начало индифферентно, притом что в восьмидесяти разах из ста скрещивались клинки и шли дуло на дуло ради украденной подвязки. А то и в ста разах из ста, поскольку за соперничеством всегда стоит секс – если не непосредственно, то опосредствованно (говорю «опосредствованно», потому что слово «опосредованно» выдает планетянина Земли, я же – пхенц и этим горжусь).
Соперничество никогда не бывает интерсексуальным. Однополым – пожалуйста. Спартанские девушки, правда, вызывали на состязание спартанских юношей, но на то они и спартанские. Обычно женщины соперничают с женщинами, мужчины с мужчинами. «Девичья честь» – медицинский термин: «обесчещена» значит смертельно ранена. Но посмертно «героя» не дадут. Между соперницами на внутрикомандных зачетах честь во внимание не принимается и по ней оценка не выставляется. Обоюдные попреки отсутствием «стыда и совести» не более чем фигура речи. Вопли «бесстыжая!» – вцепившихся друг дружке в глаза равноценны крикам «ура!».
Хотя и у мужчин в вольной борьбе несокрушимым стержнем выступает отнюдь не честь. Когда никто не подглядывает в раздевалку, то на честь кладется с прибором. Правит бал «мужское достоинство» – «девичья честь» навыворот. Примечательно, что «девичью честь» контролируют мужчины, тогда как «мужское достоинство» контролируют... тоже мужчины.
Первые мои шаги по Земле... Почему-то хочется сказать «Зембля». А что? Существует такое написание, книжки надо читать, классику... Когда я еще только «приземблился», один господин, вальяжный, но бородатый, преподаватель гимнастики в мужской гимназии, предостерег меня от милиции нравов: «Смотрите, осторожно с ними, они могут все, – и непроизвольно понизив голос: – Они могут унизить ваше мужское достоинство». На что я, пхенц, криво усмехнулся.
Достоинство – широкое понятие, граничащее с честолюбием на западе, с тщеславием на севере, со спесью на востоке и со всем вместе взятым – на юге. Однако с честью общей границы не имеющее. Защита чести и достоинства разом не предусмотрена. Честь дружна с пулей – достоинство не умеет стрелять. Честь чуть что оскорблена – достоинство чуть что унижено: эдакий надутый индюк, который ищет управу на обидчиков в судах. К тому же чувство собственного достоинства потерять невозможно: занимает слишком много места. Пример того, когда собственность больше собственника, заходящегося в сакраментальном крике: «И это все мое?!» Напротив, утрата чести, бесчестье, нет-нет да и сверкнет серпом по-над чреслами, как лучом сквозь тучу. (Читать, читатели! Гесиода читать!)
Честь – внеклассное чтение. В классе читают про яблоньку: не кушай паданцев немытых, а то заболеешь. Адам был послушным мальчиком и не стал есть. И не узнал, что такое хорошо, а что такое плохо. А сам дома под одеялом с фонариком, дыша собственным пещерным воздухом, зачитывается «Тремя мушкетерами»:
К себе не попусти презрением упиться,
Бесчести сам, насколько честь твоя сгодится.
Честны мы лишь затем, чтоб ближнего позорить.
Коль честным ты слывешь, с тобой опасно спорить.
Честь – это оригинальное изобретение человечества. Не с Древа Познания, там про добро и зло. Да еще на коре вырезано: «Адам + Ева = любовь». Знаешь, кто вырезал? Лучше тебе не знать – Змей Горыныч, дурной человек. Нельзя портить деревья. А любовь это смерть. Сперва маленькая, а когда умрешь окончательно, то даже не заметишь, разве что замечательный сосед и вправду заиграет на кларнете и трубе.
Первое что сделают планетяне Земли, войдя в контакт с внеземными цивилизациями, это запатентуют честь. Она тем удобна в обращении, что умещается в кармане в виде финки или даже фиги. Занимает мало места по сравнению с добром. Последнему величие служит плохую службу. Добро можно любить лишь великой любовью и соответственно так же ненавидеть зло – великой ненавистью. А величием пленяются и пленяются слепо: оно имеет свойство ослеплять.
«Велик во всем, и в добрых и в дурных делах», – говорится с уважением и выслушивается с признательностью. Коль скоро зло велико, не остается места презренью, бесчестью. А победить можно, только обесчестив. Кто жалок и презрен, тот и побежден. «Пусть ненавидят, лишь бы боялись»? Нет. Пусть ненавидят, лишь бы не презирали.
Тсс! Я умолкаю. Восемь тысяч знаков. Смирительные штанишки режут в паху, снимите их с меня. Не бойтесь, снимите. Понимаете, они думают, что я апологет чести, лицо грузинской национальности, а я – пхенц. Эй, слышите? Для меня это – штанишки. То, что для вас рубашка.
Новая книга элегий Тимура Кибирова: "Субботний вечер. На экране То Хотиненко, то Швыдкой. Дымится Nescafe в стакане. Шкварчит глазунья с колбасой. Но чу! Прокаркал вран зловещий! И взвыл в дуброве ветр ночной! И глас воззвал!.. Такие вещи Подчас случаются со мной..."
Стенгазета публикует текст Льва Рубинштейна «Последние вопросы», написанный специально для спектакля МХТ «Сережа», поставленного Дмитрием Крымовым по «Анне Карениной». Это уже второе сотрудничество поэта и режиссера: первым была «Родословная», написанная по заказу театра «Школа драматического искусства» для спектакля «Opus №7».