01.05.2013 | Арт
Фестиваль о тиках с тиканьямиКиркенес – пограничная территория встречи Норвегии с Россией
В феврале в маленьком норвежском портовом городке Киркенесе прошел юбилейный фестиваль искусств Barents Spektakel. Оргкомитет фестиваля во главе с куратором Любовью Кузовниковой назвал программу «Тикающий Баренц», подчеркивая тем самым вовлеченность Киркенеса в самые горячие и актуальные проблемы культурной, политической, экономической, социальной жизни.
Не правда ли занятно, что о фестивале в Киркенесе в России мало знают и мало хотят знать как сонные деятели официального культурного мейнстрима, так и шустрые левые? И тем, и другим проще консервировать свою энергию в родных банках, там, где легче выступать подвижником и благодетелем или изображать праведный гнев и декорировать протестную волну. Никакие почти российские издания на фестиваль не реагируют (одно из исключений «Новая газета» в прошлом году), несмотря на то что российские участники составляют добрую половину программы, а куратор – русский специалист. Это жаль, потому что у фестиваля в Киркенесе нам есть чему поучиться. Прежде всего, тому, как делать общественные события, имеющие широкие возможности коммуникации.
Киркенес – пограничная территория встречи Норвегии с Россией. Это и порт, и промзона, связанная с добычей железной руды. Киркенес живописно расположен у холмистого фьорда Варангер на берегу незамерзающего залива в Баренцевом море. Он находится на крайнем северо-востоке Норвегии на расстоянии400 кмот северного полярного круга. До границы с Россией – всего8 км.
Главной достопримечательностью маленького городка (статус города Киркенес получил лишь в 1998 году) является большая модернистская (1959 года) церковь на холме у берега моря, ставшая одной из площадок фестиваля. Собственно, церковь (первая, которой уже нет, появилась в 1565 году) и определила название городка – Киркенес, «Церковь на мысе». За Киркенес в годы Второй мировой велись наиболее ожесточенные бои, так как он имеет важнейшее стратегическое положение на карте Европы и России, важен как пограничный порт и город с развитой индустрией. И сегодня в Киркенесе пересекаются интересы и амбиции разных стран и капиталов. Норвежские власти сделали максимально выгодные условия стоянки в порту российских рыболовецких судов. Мурманск, в котором условия стоянки отвратительные (тысяча согласований и прочих неминуемых прелестей), обиделся и в региональных газетах наступает на Киркенес. Что, дескать, льготные условия и низкие цены способствуют росту норвежской экономики. Даже памперсы в Киркенесе дешевле: налицо подрыв экономического могущества великой России!
Российские институции не очень-то активны в своем желании обсуждать вопросы культурного, экономического, иного взаимодействия не в жанре газетных казусов под соусом квасного патриотизма, а в процессе уважительного общения, в рамках масштабной культурной программы. Норвегия в этом преуспела. Собственно, фестиваль Barents Spektakel – образец такого мобильного, мультикультурного, многожанрового, нацеленного на обсуждение конкретных проблем форума.
В родных пенатах принято считать, что территория contemporary art – это территория свободы, что все неудобные и некомфортные вопросы имеет смысл ставить именно на ней. Однако большинство принятых у нас событий имеют такой формат, который не слишком располагает к доверительному разговору о насущном, о наболевшем. Да, у нас есть Московская биеннале современного искусства. Она монументальна, тяжела и пафосна. Исследует в основном философские понятия о времени и пространстве, о том, что в жизни главное, что второстепенное, о началах мужском и женском. Темы быстрого реагирования на события, ситуации, новые языки культуры у нас не наблюдаются.
Самое примечательное: на фестивале в Киркенесе самый факультативный, любимый в России выставочный формат. Выставки две. Одна – исследование архитектором Яном Гуннаром Шелдсеем возможности жилой архитектуры в поселке песчаных бурь Шойна Ненецкого округа России, другая – образец смел-арта (от английского smell), собранные французами Магали Данье и Седриком Пиго запахи Арктики. Первая размещена в главном торговом центре Киркенеса. Вторая – во вкусно пахнущем пустом фургоне на рыночной площади.
Приоритетными стали мультимедийные жанры: саунд-арт, видео-арт, экспериментальный театр, семинары с презентацией творчества художников и живой музыкой. Фаворитом оказался язык музыки. На нескольких площадках (в том числе и в церкви Киркенеса, и на стадионе – бывшем бомбоубежище, прорубленном в годы войны в скале) многие серьезные темы о национальной идентичности, диалоге культур, границах нового мира были вдохновенно транслированы артистами и музыкантами. Половина из них – российские, они сотрудничают в Москве с Петром Айду, реконструктором звука эпохи авангарда, музыкальным руководителем театра «Школа драматического искусства».
Другая топовая тема: самоидентификация художника в «тикающем» мире. Пограничный Киркенес, в котором живы темы горячих войн и межгосударственного противостояния времен холодной войны, – самое подходящее место ведения разговоров о разного рода тиках и тиканьях. Одним их важных событий дискуссионной платформы «Talking Barents» стал вечер под емким названием «Путинизм». Организаторы вечера, участники панельной дискуссии – журналисты и общественные деятели из России и Норвегии. Они дали известную нам и, возможно, малопроясненную для иностранцев экспозицию сегодняшнего времени «второго застоя» со всеми его прелестями. Поведали и о своем понимании причин кризиса оппозиции (отсутствие сильного лидера, программы, летаргический сон общества). С этим собранием интересно сочеталась встреча с активистами совсем нового протестного движения из разных континентов. Бейрутский и каирский художники Омар Хури и Шеннави рассказали, как им, пионерам contemporary art в не самых свободных странах, удается издавать и распространять в Ливане и Египте сатирические комиксы-памфлеты. Участник московской группы «Партизанинг» Игорь Поносов поделился фактами развития движения за позитивные изменения гражданской урбанистики и общественных пространств.
Другие проекты «Тикающего Баренца» стали честным месседжем на тему тех трудностей жизни поверх барьеров, что не связаны напрямую с социально-политическими схемами, но обусловлены психотипом конкретной личности.
Очень преклонных лет, но сохранившая прекрасную форму танцовщица американка Мэйда Визерз выступала внутри освещенного зала второго этажа гостиницы с окнами во всю стену. Странные движения Мэйды в окне были похожи на танцы призраков с картин экспрессионистов. Ее проект «Пространство Occupied» является реакцией на мировой рост движения «Окупай» в связи с больными сюжетами преодоления лично установленных каждым из нас границ и клеток из стереотипов и догм.
Другой проект о кризисе общения: «Приграничный мюзикл» санкт-петербургской группы «Что делать?» На фест в Киркенесе лидеры группы, семейный дуэт Ольги Егоровой и Дмитрия Виленского привезли смахивающий на советскую оперетту видеофильм. Это любовная история жителя Киркенеса и жительницы города-побратима Никеля, в которой замечательно точно и гротескно показаны дефекты национальной психологии русских и норвежцев. У русских – дремучее понимание о некой надличностной правде жизни, которой все обязаны следовать. У норвежцев – навязчивое желание обеспечить всех свободой и как следствие – вмешательство коллектива во все интимные подробности семейного быта.
Фестиваль в Киркенесе – пример форума искусства, которое наделено качествами не только современности, но и «контемпоральности». Contemporary art – это не просто сделанное сейчас искусство, а искусство, реагирующее на важнейшие драмы и травмы жизни человека в данный момент, наделенное языком, всегда желающим по-новому осмыслить и преодолеть принятые еще вчера «актуальными» формальные рамки. Символично, что в русском языке эквивалента синтагме contemporary art так и не нашлось.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.