24.12.2012 | Архив Гриши Брускина
Речь на церемонииВручение премии Кандинского 12 декабря 2012 года в помещении кинотеатра Ударник.
Прежде всего, я хотел бы поздравить замечательных художников, участников группы АЕС+Ф, с которыми я разделил премию Кандинского и работы которых я хорошо знаю и ценю. А также выказать уважение художнику Аладдину Гарунову, попавшему в финальный список, за чьим творчеством я слежу последние годы с большим интересом.
Xотелось бы пожелать художникам, арткритикам и кураторам толерантности по отношению друг к другу. Хорошо бы помнить, что истина кипариса не уничтожает истины яблони. В одни и те же исторические времена существовали вместе Леонардо да Винчи и Микеланджело, Делакруа и Энгр, Пикассо и Руссо, Малевич и Петров-Водкин… Диктатура лишь одной идеи как единственной правды и принцип «выжженной земли» ведут к вырождению искусства и к порождению тоталитарного общества. Мое поколение хорошо знает, что это такое на примере фашистской Германии и Советского Союза.
Сколько я себя помню, мы всю жизнь боролись с врагами. В детстве врагами были: немцы, американцы, капиталисты, империалисты, Мальчиш-плохиш, кулаки, буржуи, власовцы, враги народа, «опиум для народа», врачи-вредители, космополиты, всяческие пастернаки, идеологические диверсанты, шпионы, израильская военщина, мировая закулиса, неофициальное искусство…
В наше время образ врага нисколько не побледнел. Сегодня – это международные террористы, те же вечные американцы, та же вечная мировая закулиса, зловредные заморские олигархи, чеченцы, эстонцы, поляки, грузины, оранжевые революции, протестные движения, запретное искусство»… И как в далеком средневековье – враги церкви, наконец.
И вот у нас новые охоты на ведьм. И запретным становится уже не только современное искусство. Следственный комитет страны на полном серьезе по доносу невежественных кликушествующих граждан вот-вот назовет экстремистской деятельность оплота мировой культуры в России – Государственного Эрмитажа. А там уже черед за культурой как таковой.
С юных лет меня интересовало, как формируется миф о враге и как государство использует этот миф, чтобы манипулировать людьми.
Этот интерес привел меня в конце концов к созданию представленного на соискание премии Кандинского проекта «Время Ч».
Угроза нападения врага – повод для применения законов чрезвычайного положения. Подчас и без объявления последнего.
Согласно Джорджио Агамбену: Когда теряется граница между правом и жизнью, исчезает и то и другое, и появляется странный мир чрезвычайного положения, где право не исполняется, а человеческая жизнь превращается в чистую «биологию», подпадая под ведение экспертной биовласти.
Таков мир сегодня, включая сегодняшнюю Россию.
Я хочу поблагодарить учредителей и организаторов премии Кандинского, а так же членов жюри за сделанный выбор.
Спасибо.
Человек на шпалере соотносится с мистическим текстом, в котором визионеру предстают видения (отсутствующие в шпалере) и слышатся слова, отношение которых к видимой фигуре загадочно. Фигура отсылает к видимому и слышимому, никак не явленным в ней...
Мир "Лексиконов" мне представляется миром идентичности. Фигуры в нем не индивидуализированы, не отличаются друг от друга, но при этом обладают своего рода тяжеловесной определенностью. Это определенность бесконечно умножающихся симулякров, копий.