Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

08.06.2012 | Интервью / Кино

«Radiohead — в своем роде панки»

Режиссер единственного фильма о знаменитой британской рок-группе о том, почему он остался единственным.

В рамках Beat Film Festival москвичам показали «Meeting People Is Easy» — документальный фильм пятнадцатилетней давности о Radiohead, которые на тот момент выпустили альбом «OK Computer» и стали главной британской рок-группой. Что чувствовали Том Йорк и его товарищи в этот момент и почему с тех пор о них не было снято ни одного фильма, Егору Галенко рассказывает режиссер Грант Джи, снявший отменную документальную картину про Joy Division и только что вышедший «Patience (After Sebald)» о В.Г. Зебальде.

— Как вы решили делать фильм? Кто озвучил предложение — вы или группа? И почему в итоге фильм получился достаточно необычным — сразу понятно, что от первоначальной идеи, какой бы она ни была, не осталось и следа?

— На самом деле фильм хотел делать рекорд-лейбл. Я должен был провести дня три, ну, максимум — четыре, с Radiohead в туре. Снять триумфальные выступления. И снять, как представители лейбла вручают им диски. Снять премии. Ну, всякое такое. Я сразу согласился.

Но потом я доснимал и доснимал, в итоге получилось, что проехал сRadiohead не все, конечно, концерты в поддержку «OK Computer», но предостаточно, чтобы так же, как и они, полностью вымотаться. Уже на середине съемок я чувствовал себя убитым переездами, переговорами и прочим. Разве что алкоголь помогал.

Кроме всего прочего, группа закрывалась от меня. Поначалу они воспринимали меня как человека, который обслуживает интересы британского шоу-бизнеса, а потом — им было уже ни до чего. Они максимально ограничивали свое общение, потому что их и так доставали со всех сторон. Radiohead оставили меня одного с моим фильмом, единственное пожелание от группы, которое я помню «Давай мы не будем выглядеть идиотами».

— То есть Тому Йорку фильм не нравится? Ну, судя по тому, что проRadiohead больше фильмов нет. Что группа в итоге-то сказала?

— Откровенно говоря, не знаю. Мы ни разу не смотрели фильм вместе с ними, и я не читал их отзывов. В туре они практически на все соглашались, без возражений, но и без воодушевления. Это же видно в фильме?

Я знаю, что фильм на ура восприняли поклонники группы и до сих пор воспринимают, раз он через 15 лет показывается в России на фестивале. Выросло новое поколение фанатовRadiohead, надеюсь, оно не повторит ошибок предыдущего и поменьше будет доставать Тома Йорка. С другой стороны, когда я потом читал отзывы в интернете, то понял, что фильм слишком непонятный. Люди часто не понимают, что происходит в кадре. Есть, скажем, эпизод, когда Йорка не пускают на вечеринку в честь Radiohead, — ну, во всяком случае, мы думали, что там происходит эта вечеринка — Том уходит, а охранник ему вслед кричит «Ну, напиши песенку об этом! “Радиохед”! Крииип! Мудак!» Так вот, благодаря фэнам группы в интернете я знаю как минимум три трактовки этой истории.

— «Meeting People Is Easy» — действительно местами не очень ясный фильм, но это ж и не важно. Я когда в первый раз его смотрел, то с самого начала казалось, что он — не похож, но — может стоять в одном ряду с видео Билла Виолы или Мэтью Барни.

— Да, я и узнал Radiohead с визуальной стороны прежде всего. Мне очень нравится вся оформительская работа — от обложек дисков до постеров и веб-сайтов. Первое, что меня зацепило в Radiohead — гениальное видео«Just». Там и замечательная история про лежащих людей. И сама рок-группа, играющая в номере отеля — я увидел тогда пластику Тома Йорка и почувствовал его энергетику — совершенно сумасшедшую и панковскую. После «Just» стало ясно, что Radiohead — не просто очередная брит-роковая группа.

Вы говорите, что «Meeting People Is Easy» — это необычный фильм, но штука в том, что и снят он про очень необычную группу. Они в своем роде панки.

— Потому что отказывались от ролевой модели селебрити, становясь все более популярными?

— Да — это одна из ключевых идей Йорка. Он и во времена «The Bends»подозревал, что быть знаменитым — паршиво. 1997—98 — это момент, когда они получили все, о чем может мечтать рок-группа, и все, что они ненавидели. Они прошли через тур «OK Computer» с психологическими потерями и, как я говорил, закрылись. В фильме есть несколько песен, которые они пишут на ходу (речь прежде всего о «How to Disappear Completely?», «Life in a Glass House» и «Nude». — ЕГ) — но на тот момент не то что я, но и сама группа не могла предположить в какихаранжировках эти песни выйдут через несколько лет.

Честно говоря, масштаб фигуры Тома Йорка мне стал понятен позже съемок — где-то уже в период «Kid A» и «Amnesiac». Скажем, с Иэном Кертисом (Грант делал документальный фильм «Joy Division» в 2006 году.— ЕГ) было все ясно: это важнейшая фигура для английской музыки последних тридцати лет. И в остальном мире Joy Division стали иконой в начале 2000-х. А тут — ну да, Radiohead — номер один во всех топах. Но с другой стороны, в следующем году номером один будет кто-то другой.

— Тем не менее, вы в фильме верно отразили все йорковские идеи — во всяком случае те, что касаются мира шоубиза; пожалуй, и не нужно никакого нового фильма про Radiohead в этом смысле.

— Ну, если вообразить, что мне предложат делать новый документальный фильм про группу — я первым делом спрошу: «А вам-то это зачем?» Скорее всего, я откажусь.

— Еще один вопрос — про «No Surprises». В «Meeting People Is Easy»показаны неудачные дубли из этого клипа, который вы снимали. Там видно, как Йорку хреново в этом скафандре, как он бесится и кричит «Фак-фак-фааак!» Каково вам, на пару с рекорд-индустрией, было его мучить? Radiohead же в итоге без особого пиетета отзывались о своих видео, назвав кассету с ранними клипами «Семь телевизионных реклам».

— Ну, «No Surprises» как раз нравится Тому Йорку, насколько мне известно. И на уровне первоначальной идеи, и исполнением.

Но в общем да — клипами я уже не очень занимаюсь. Если честно, то съемка видео для меня всегда была работой-за-деньги. Большинство этих работ плохи. Пожалуй, «No Surprises» и еще работа для Sparklehorse — вот и все, чем я мог бы гордиться.



Источник: OpenSpace.ru, 24.05.2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.