Ты только крышку отвали,
и грянет в нос багряный бархат,
куда картошку как бабахнут
ладони ловкие твои.
Борис Чичибабин
Неправда, что мы, наше поколение, детей воспитывали по доктору Споку — такой упрек я прочитала недавно в одном блоге. Мы этого яркого представителя «вашингтонского обкома» всего лишь усиленно читали, кое-что запоминали, кое-кто из нас порой... что-что пытались внедрить в повседневную жизнь. Получалось только у особо жестоковыйных.
Я и не пыталась. К тому же в начальные годы моего испуганного и отчасти автоматического материнства все доктора внушали мне мистический ужас, и этот далекий заокеанский не исключение.
Из всего споковского учения я вынесла только одно знание.
Доктор Спок открыл, что все дети делятся на обжор и зануд. Это высказывание поразило меня убойной точностью — как и предсказание, что с обжорами жизнь полна удовольствий и приятных неожиданностей, а вот с занудами вы, мамаши, еще хлебнете.
И это великое пророчество, которое все, целиком и полностью, всегда сбывалось, преисполнило меня большим уважением к теоретику счастливого детства — ведь это ж не в бровь, а в глаз!
Отдельная тема — это кормление зануд, которые совершенно не фигурально плевать хотели на всю эту вашу пирамиду Маслоу вообще и на ее отдельные элементы в частности. Они, эти зануды, несгибаемо придерживаются своих загадочных принципов, их знамя — смешивать ничего нельзя! Принципы эти ничего общего не имеют с заветом не варить козленка в молоке его матери, но соблюдаются так же неукоснительно, как кашрут.
Мешать салатные листья с помидорами, луком и огурцами, да еще поливать это оливковым маслом — категорически нельзя! Огурцы отдельно — помидоры отдельно. Масло — яд для детей. Лук — яд для детей.
Жаркое с овощами — категорически нельзя! Мясо отдельно, картошку отдельно, морковь, горошек, цветная капуста — яд для детей.
Можно фруктовый салат, то есть порубленная смесь ягод и фруктов, но заправлять его сметаной категорически нельзя! Сметана — яд для детей.
Принимать за еду то, что покрашено белым — категорически нельзя! Кефир, картофельное пюре, манная каша — яд для детей.
Творог — яд для детей, это уж само собой.
Овощной суп-пюре отгоняет подозрения насчет добавления сметаны своим неестественно бодрым зеленым цветом, спасибо шпинату.
Зануды как кошки — если они «это» не едят, то тут партизанская просто стойкость.
Так и будут сидеть с презрительным выражением на морде и замкнутым навсегда ртом возле полной миски.
Но мы же не про детей, мы про борщ и его этногенез.
Обстоятельства самой моей первой встречи с ним незабываемы, как первое свидание. Дело было на даче у подруги, нашим с ней дочкам было тогда лет по 9-10, мы мирно пили чай, ангелочки заговорили о мальчиках.
- Как с ними обращаться-то, - неуверенно завела светскую беседу одна.
Холодно и резко, — немедленно отбила подачу другая.
Поперхнувшись, подруга объявила, что вот прямо сейчас сварит нам борщ.
Из еды знатоки коварных мужчин предпочитали амброзию — одна мороженое цвета фуксии за 7 копеек, другая пирожное с ярко-зеленым кремом за 25 копеек, все это продавалось на станции.
Остальное, мягко говоря, не приветствовалось, невзирая ни на какой свежий воздух.
Но за обедом, к моему огромному удивлению, обе ангелицы с энтузиазмом съели по полной тарелке особенного подругина борща, и даже положенная в тарелку сметана не смутила ненавистницу белого.
Борщ этот и впрямь особенный. И потому, что неизменно пользуется успехом абсолютно у всех, и у обжор, и у зануд, и у примкнувшим к ним мужей. И потому, что хорош в любую погоду, в жару холодит, в мороз согревает (это примечание особенно ценно сейчас, когда Москва переживает очередное глобальное потепление, явленное с беспримерным цинизмом).
В каком-то смысле этот борщ можно назвать кошерным - в нем и намека нет ни на мясо, ни на мясной бульон, так что соблюдающие кашрут евреи могут туда класть сметану без угрызения совести. (Предвижу, как нас заклюют: как же много народа пребывает в уверенности, что не мясной борщ это не борщ вовсе, а так, борщок, годится лишь в холодном виде жарким летом! - Летом, как отмечалось выше, тоже годится).
Но это еще не вся правда.
Следующая крамола заключается в том, что этот рецепт не предполагает капусты. То есть вообще. Но, с другой стороны, вы же не щи варите, там, конечно, без капусты нельзя.
И наконец. Кто бы спорил против бессмертного утверждения «борщу надо отдаться». Отдаться надо, но не навсегда. А минут на 20 — самое оно: столько времени занимает его приготовление.
То есть все каноны нарушены, а получается пламенно, нежно и пронзительно, и аналогии с произведением искусства напрашиваются сами собой.
Предлагаем вам самим разобраться с этим загадочным явлением и приготовить легкий во всех смыслах борщ, который даже в середине зимы пахнет щедрой осенью.
3-4 средних свеклы натереть на терке, полить соком лимона (не переусердствовать), посыпать сахаром, поставить тушиться в глубокой сковородке до полуготовности.
Пока тушится свекла, сварить в небольшом количестве воды 2 -3 картофелины, размять их в пюре.
Спассеровать немного лука с морковкой, долить в кастрюлю со сваренной и размятой картошкой воды, положить туда сначала свеклу, как закипит, добавить лук с морковью.
В заправку можно добавить 2-3 очищенных от кожицы порезанных помидора и один перец, пусть томятся вместе, можно добавить томатной пасты. (Но можно обойтись и так. Можно и вообще ничем не заправлять, а просто кинуть в кастрюлю с картошкой луковицу).
В конце варки добавить чеснока и укропа.
.
Если ритуалы Нового года отторгают десерты как вид, то про Рождество ничего подобного сказать нельзя. В России, строго говоря, нет вообще никаких устоявшихся рождественских традиций, поэтому Рождество остается праздником восхитительно свободным. И мы предлагаем в Рождество компенсировать нехватку сладкого в новогоднюю ночь и приготовить праздничный стол исключительно из десертов.
Наша докторша была классической идише маме, она знала толк и в детском питании, и в детских капризах. И была непреклонна: «Не может ребенок нормально развиваться и быть здоровым без молочных продуктов!».