Московский музей современного искусства (Петровка, 25)
14.07.2011 | Арт
Покрова на ПетровкеОлег Кротков в ММСИ
Ретроспектива Олега Мстиславовича Кроткова в трех залах на первом этаже здания Московского музея современного искусства на Петровке для меня оказалась полной неожиданностью. Я вообще-то шел на другую, испанскую, выставку в ММСИ, и вдруг увидел на афише знакомое имя. Подумал, что однофамилец – художнику далеко за восемьдесят, с 1992 года он живет в Израиле и не склонен к дальним путешествиям, пресс-служба музея о вернисаже ничего не сообщила (проект осуществлен частной компанией “Blue Apple”).
Вообще-то Кротков был автором публичным – больше тридцати лет отпахал в Комбинате монументального и декоративного искусства, оформляя здания по всему Советскому Союзу. Но картины, сделанные для себя, показывал нечасто, хотя живописец он знатный, хоть и очень странный. В своих теоретических манифестах заявляет о поиске единства и в живописи (“гармония контрастов”), и в человеке, который должен обладать цельностью внутреннего устройства. Хотя и признает, что искусству свойственно эволюционировать, менять формы-“покровы”. Так вот “покровы” Кротков менял и меняет так часто, что любое линяющее по сезону животное может только позавидовать.
Причем сезонная цикличность у него исключена – в одно и то же время могут делаться вещи в духе “сурового стиля” и постфальковского сезаннизма, диалоги с Шагалом и Тышлером. Где-то мелькают призраки Павла Кузнецова (в пустынных израильских пейзажах), где-то немецкого экспрессионизма. И в принципе это плохой показатель для настоящего художника, но в случае с Кротковым эта подвижность совсем не раздражает. И правильно, что работы разных времен соединены в залах, сбивая хронологическую монотонность академического музейного показа. Академизм Олегу Кроткову не свойственен, недаром он дружил одновременно с классицистом Павлом Кориным и романтиком Александром Лабасом.
Для меня подлинным открытием в искусстве Кроткова, более-менее известного и виденного, стала старая, 1986-го года, вещь “Выходной день”. Группа мужиков с отрешенными филоновскими лицами, собравшаяся на фоне безнадежно пустынного ландшафта. Им некуда пойти, нечем заняться, явно магазин еще не открыли, аллегория советских будней, а не праздников. Для художника, рисовавшего Святого Матфея, которому ангел нашептывает текст Евангелия, а потом создавшего кубофутуристическое “Поклонение волхвов” с тремя солнцами и дробящимся пространством, этот “Выходной день” – произведение странное. Но и хорош Олег Кротков своей некроткой непредсказуемостью.
Блистательны его натюрморты, где “штрихи-скребки” деформируют пространство, буквально выпячивая, “опредмечивая” изображенные вазы, кофейники, сахарницы, кувшины, фрукты и прочие знаки суетного мирского бытия.
Но, может, эти знаки и держат еще на земле столь трепетного и непостоянного художника, как Олег Кротков. А то он воспарил бы в небеса Единого, сбросив все покровы.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.