"МД Медиа"
Кажется невероятным сам происхождение этой книги, если знать биографию автора. Своего рода учебник по математике написан буддийским монахом. Эрдынеев Аюша Итигилович родился в 1972 году в п. Агинское Читинской области, бросил медицинский институт и поступил в Буддийский университет в Улан-Баторе, закончил его с отличием, работал штатным ламой Агинского дацана. Имя Тенчой он получил вместе с монашескими обетами от Далай-Ламы XIV. Занимался благотворительностью, организацией различных философских и теологических форумов, выпустил ряд книг о буддизме и несколько детских книг, за которые удостоен звания лауреата премии «Лучшее из лучших» и награжден медалью «Профессионал России».. С 2005 года – он член Союза писателей Москвы.
При всей необычности жизни автора все равно нельзя не удивиться поначалу именно этому его творению. То есть сказки-притчи «Любимый дядя Даман» более-менее вписываются в эту историю. Но математика? Однако и цифирь, к которой многие дети питают нелюбовь, ему удалось представить совершенно экзотическим образом. Книга - для малышей, которые еще упражняются в простейших арифметических действиях. При этом ребенок в первой главе сталкивается с немыслимым числом-великаном. Выучить его оказывается очень легко – оно что-то вроде цифрового палиндрома и является рядом цифр с 1 до 9 и его зеркальным отражением. 12 345 678 987 654 321 – и это число оказывается еще и умноженным самим на себя числом из девяти единиц, 111 111 111. После того, как ребенок подружится с такими великанами, наверняка перестанет бояться тех простых вещей, что ему поначалу задают в школе.
Особенно хочется отметить удачные иллюстрации. Когда говорят «он как деревянный», обычно это отнюдь не комплимент. В данном случае можно сказать с восторгом: «Как хорошо, что герои – не пушистые сладкие зверюшки, как в «Любимом дяде Дамане». Ура, они как деревянные!».
Зайцы, медведи, петухи и индийские монархи - упрощены и стилизованы, фактурны, будто вырублены из дерева, но при этом очень выразительны. Как произведения Энку, странствующего скульптора в Японии 17 века, за миску риса и ночлег вырезавшего несколькими ударами топора из мягкой древесины криптомерии такие скульптуры, что и сейчас кажутся современными.
Пирамидальные, граненые морковки – это и похоже на кубизм, но это и морковка из задачи, балансирующая на грани абстрактной цифры и реального пропитания для зайца. Медведь, рассказывающий в джунглях заезжему индейцу, что такое «миллион», объясняет его с помощью ряда небольших медведей в скобках, витающих над его головой, возведенных в седьмую степень с помощью менее крупных мишек вне скобок справа вверху. Это напоминает и комиксы, и средневековую непосредственность включения текстовых пояснений в изображение, и изощренные размышления московских концептуалистов о сочетании слова и изображения.
Отцом московского концептуализма является Илья Кабаков, он же – один из известнейших советских иллюстраторов детской книги. Круг сансары совершил оборот – и Кабаков, ушедший из детской книги в современное искусство, перевоплотился в иллюстраторов, закладывающих в детские иллюстрации непростые идеи, которые могут быть усвоены детьми хотя бы на подсознательном уровне, через картинку.
К Кабакову отсылает и задачка со стаканом, полным мух, его любимых персонажей. Кабаков создает при помощи мух образы тоталитарного общества, а у буддиста Тенчоя муха появляется как иллюстрация к задаче соотношения времени и заполнения объема. За сколько минут граненый стакан заполнится мухами наполовину, если мы знаем прогрессию и регулярность его наполнения мухами?
Сочетание предельно сложного и очень простого, абстрактного и конкретного, современного и архаичного делает эту книгу достаточно бесполезной в качестве учебника арифметики, но неоценимой как ненавязчивая подача философии в раннем возрасте. В почти детском фильме «Амели» говорят, что, если палец указывает в небо, только недалекий человек смотрит на палец. Буддист смотрит на муху, а видит весь мир. Арифметика будет скучна ребенку до тех пор, пока не станет частью жизни. После прочтения этой книги необязательно ребенок полюбит математику, но уж точно перестанет враждовать с цифрами, если, конечно, не настаивать на том, чтобы он непременно решил все задачи из книги.
Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.
Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».