Вот уже второй год как "Золотой витязь" перерос скромный формат кинофестиваля и гордо именуется «форумом искусств». Помимо кино, любители традиционной культуры теперь могут наслаждаться патриотической музыкой, смотрами душеполезной живописи, боевыми искусствами и т. д. Выставки, спектакли и концерты проходят с апреля по декабрь более чем в 30 субъектах федерации — от Архангельска до Северной Осетии и Камчатского края. Такой поддержки от регионов удалось добиться после обращения Сергея Миронова к губернаторам с призывом не отказать фестивалю во внимании.
По-видимому, губернаторам запали в душу слова президента форума Николая Бурляева о том, что его программа предлагает ни много ни мало «модель духовного возрождения отечества». У благого дела есть и общечеловеческое измерение, ибо «спасение России — есть спасение мира».
Возрождать Родину — это вам не члены на мостах рисовать, на это сил не жалко. Тем более что медлить нельзя. Духовник «Золотого витязя» протоиерей Владимир Волгин объявил на пресс-конференции, что Россия «как Четверодневный Лазарь уже смердит», а духи злобы человеческими руками стараются задушить все здоровое, что пробивает себе путь сквозь нечистоты. К счастью, как восстал из мертвых Лазарь, так и православный мир поднимется — благодаря славянскому форуму «Золотой витязь», который не только «вливает в уже умирающее общество новую животворящую струю», но и совершает апостольское служение, обращая нацию к вере. Духовник фестиваля благословил участников соприкоснуться с «русским духом» и пожелал всем «пахнуть Русью».
В качестве флагманов духовного воскресения отечества, кроме РПЦ, выступают такие крепко пропахшие русским духом институции, как Литинститут имени Горького, Школа акварели Сергея Андрияки, и такие фигуры, как Валентин Распутин и Александр Шилов. Те, чью монополию на «духовность» не принято оспаривать и которых, по недавнему признанию президента, «напрягло» желание главы государства идти в ногу со временем и поддерживать современный арт.
Впрочем, послать приветственное письмо форуму для Медведева тоже не зазорно. Похоже, что у него, как у любого российского правителя, внутри происходит «вечная брань» между желаниями держаться корней и быть современным. Очевидно, что традиционалистов в его окружении больше — начиная с супруги, которая курирует целевую комплексную программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» и считается духовным чадом упомянутого протоиерея Владимира.
Так, где письмом, где рублем государство поддерживают почвенническую культуру. И хотя попечителей у форума целая толпа — от патриарха до Михалкова, от губернаторов до думских чиновников — живых денег «славянам» дают немного: Бурляев назвал «МН» цифру в 10 млн руб., полученных от Минкультуры. Больше помогают площадями, оплатой транспортных расходов и т. д. Впрочем, и этих 10 млн хватило бы, например, чтобы на время закрыть проблему с зарплатами педагогам детских школ искусств.
Скорее всего, в ближайшие годы и форум, и отданная ему на попечение духовная Русь так и застынут в состоянии «скорее жив, чем мертв». У государства есть проблемы поважнее поисков «русской идеи», тем более что почвенники с их призывами вывести культуру из «позорных условий рынка» нарушают негласный консенсус, согласно которому Церковь занимается душой, а «настоящие» дела решают чиновники. Возрождение, как бы говорят власти, — это хорошо, но пусть оно будет завтра. Прежде окончательного воскресения России государству надо заработать еще немного денег.
Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.