20.10.2010 | Арт
Многоэтажный позитив с пандусомОткрылось новое здание “Московского Дома фотографии”, отныне “Мультимедийного комплекса актуальных искусств”
С этими открытиями в формальном смысле случилась полная неразбериха. Здание на Остоженке, 16, в котором музей “Московский Дом фотографии” квартировал до осени 2005 года и в которое после пятилетней его капитальной (точнее, радикальной) реконструкции опять въехал, уже торжественно предъявили публике в минувшую субботу. Но то была избранная публика, друзья компании “PRIME”, организатора светской вечеринки. Однако, не поняв, вероятно, что это мероприятие проходит в формате закрытого, первый заместитель мэра столицы (и сама кандидат в будущие мэры) Людмила Швецова произнесла столь пафосную речь со сцены, что уже утром в понедельник СМИ с восторгом рассказали об открытии МДФ. Нет, коллеги, по-человечески он открылся в понедельник вечером, – и не речами представителей московской городской администрации (хоть без ее участия не было бы никакой реконструкции, а значит, новоселья), а концертом воскресшей из мертвых группы “Среднерусская возвышенность”, симуляции рок-ансамбля силами современных художников, потешавших нас в конце 80-х.
Она возродилась, конечно, не ради вернисажа на Остоженке, но придала ему смысл и верный тон. Поскольку анархически-безалаберное пение и музицирование доморощенного ВИА отлично рифмовалось с главной выставкой новооткрытого “Дома фотографии”…
Нет, путаница продолжается. Теперь мы имеем в новом здании не МДФ, а “Мультимедийный комплекс актуальных искусств”, в котором объединены старый добрый “Московский Дом фотографии” со своей уникальной коллекцией, состоящей из 80 тысяч единиц хранения, и новый “Мультимедиа Арт Музей, Москва” (по-английски выглядит приятней – “MAMM”), занимающийся всякими разновидностями современного искусства. И сейчас открылись сразу три выставки, представляющие все ипостаси этого “комплекса”.
Стильная экспозиция “Избранное из фондов музея “Московский Дом фотографии” на первых этажах – работы от середины XIX века до сегодняшнего дня, большинство из которых выставлены в виде лайтбоксов в темных залах, – это понятно. Но и сюда влезли видеофильмы студентов “Московской школы фотографии и мультимедиа имени А.Родченко”, дочернего предприятия “МАММ”, а также кино актуальных художников из собрания МДФ. Выставку фотографий Сергея Берменьева “Иосиф Бродский”, приуроченную к 70-летию со дня рождения нобелевского лауреата, подкрепляет демонстрация фильма Андрея Хржановского “Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину”, и поди разберись, какое подразделение отвечает за все вместе.
Ну и, наконец, “МАММ” (это уж точно) привез из Парижа чудесный хулиганский проект “Флюксус: поживем – увидим…”, один из лучших в программе культурного обмена между Россией и Францией этого года. Так вот с деятельностью легендарного интернационального движения, созданного в начале 60-х и пытавшегося разорвать границы традиционного искусства, органично сочетался помянутый концерт “Среднерусской возвышенности” – “группы симулятивной музыки”.
Припевом одной из ее песен была фраза “Галя, гуляй! Меня забывай!” (музыка, повторяю, симулятивная, так что ни смысла, ни красоты в текстах искать не надо). И вот в один момент вместо канона зазвучало – “Оля, гуляй!”, обращенная к хозяйке праздника, директору “Мультимедийного комплекса актуальных искусств” Ольге Львовне Свибловой.
Жаль только, что звук растворился в гигантских пространствах нового здания, сконструированного по проекту МНИИП “Моспроект-4” архитектором Андреем Боковым. И зрители, бродящие по многоярусному пандусу, не смогли расслышать шутки. В которой много правды.
С новосельем!
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.