Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

06.09.2010 | Арт

Пытка вечностью

В Москве прошел Фестиваль коллекций современного искусства

Традиционный Фестиваль коллекций современного искусства, организуемый в летнее затишье Государственным центром современного искусства, в этом сезоне был посвящен зарубежным гостям. На дворе Год Россия - Франция-2010.

ГЦСИ благополучно вошел в контакт с Региональным фондом современного искусства Бретани (FRAC Bretagne), привезшим работы из своей обширной коллекции. Госцентр дополнил ее вещами москвичей.

Сначала нужно объяснить, что такое эти локальные французские фонды современного искусства. У них, во Франции, с 1982 года по инициативе правительства проводится политика культурной децентрализации. В регионах, в том числе в Бретани, создаются общедоступные собрания актуального искусства, которые можно посмотреть хоть в заброшенных ангарах, хоть в специально выделенных помещениях дорогих отелей. В бретанской провинции город Брест (не путать с крепостью-героем) под это дело основал свой Центр искусств "Passerelle". Его директор Ульрике Кремайер стала сокуратором трех выставок нынешнего фестивального проекта ГЦСИ и FRAC (при поддержке Фонда "Новое искусство") под общим названием "Из чего делают искусство, что делает искусство".

Тяжеловесный титул - скрытая цитата из философа-левака Жака Рансьера, создателя теории "диссенсуса". Это хитрое словечко противостоит "консенсуcу" как синониму буржуазного соглашательства и всякому "сенсусу" как к обращению к "sense", "здравому смыслу".

Тем не менее программа нынешнего Фестиваля коллекций современного искусства собрана с исключительно галльской тонкостью. Это именно что "проект из трех выставок", как и предполагали организаторы. Три эти выставки синхронно, рационально и медлительно мучают здравый смысл. Вечные ценности здесь выступают причиной общечеловеческих пороков.

Вот проект "После живописи. Избранное из коллекции FRAC Бретань" в выставочном зале ГЦСИ на Зоологической улице. Божественный Пьер Сулаж рисует очередную черную картину ножом, оставляя незаписанным правый нижний угол. А Жак Виллегле свою абстракцию составляет из обрезков рекламных плакатов. Все остальные участники выставки буквально вспоминают иконостас, Родченко, Дюшана, импрессионистов, Жерико, Каспара Давида Фридриха. Получается нелепо, но влиятельно.

А вот выставка "Испытание реальности" в Центре современного искусства "Винзавод", Цех Белого. Все та же Бретань, та же коллекция, но скребет по сердцу еще сильней. Объект Мирослава Балки, замечательного польского художника, представляет собой три куска ржавого железа, обмазанных мылом, - два вертикальных, в человеческий рост, один - горизонтальный, похожий на гроб. Можно подумать о суетности сущего. Или анонимные фотки детей в погребальных урнах, похожих на конфетные коробки, - "Архивы" француза Кристиана Болтанского. Они подсвечены допотопными электрическими лампочками, дающими эффект первого кинотеатра.

Наконец, проект "В настоящем" ("Винзавод", Цех Красного). Тут, наконец, кураторы французы Доминик Абенсур и Ульрике Кремайер обошлись без российских посредников из ГЦСИ. Зато пригласили пять российских художников в качестве спарринг-партнеров к французской пятерке.

Про настоящее по-настоящему высказался лишь молодой радикал Давид Тер-Оганьян, сделавший работу "Радиографик" - сумку с несколькими радио, одновременно каждый час начинающими бурчать, перебивая друг друга. Сколько радио - столько новостей. Столько правды - столько настоящего.

Его, последнего, к несчастью, нет. Осталось в прошлом. Но традиция тоже порочна. Французский "диссенсус" - в будущем. Если кто представляет и то, и другое. И читал Рансьера, а не ходил по выставкам в жару.



Источник: "Культура" № 29, 5-12.08.2010,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.