01.07.2010 | Арт
Сбежать от внутреннего ужаса"Хоррор" и "Убежище" в Малом Кисельном переулке
Адрес: Малый Кисельный переулок, дом 4/1 - уже давно знаком столичным любителям современного искусства - здесь обычная квартира на втором этаже переоборудована в дилерский офис "Е.К.АртБюро", в котором проводятся еще и выставки, главным образом, художников, связанных со школой московского концептуализма. Но вот теперь и в квартире напротив тоже открылась галерея "Новое пространство в Малом Кисельном" - основатель "АртБюро" Елена Куприна-Ляхович буквально заразила соседей любовью к contemporary art. Эта отрадная болезнь отпразднована двумя пересекающимися и корреспондирующими между собой выставками отнюдь не квартирного, а вполне музейного формата - "Хоррор" (кураторы - Александра Данилова, Ирина Кулик и Елена Куприна-Ляхович) и "Убежище" (приглашенный куратор - Елена Романова). Причем занятно, что проект Елены Куприной переехал в дружественное помещение, а свое собственное отдано под чужой. Но в этом смешении нет ничего удивительного - замышлявшееся тематическое противостояние (ну как же, ужас и спокойствие, буквальные антагонисты!) в итоге вылилось в прочное слияние, где работы четырех десятков московских художников разных поколений могут благополучно кочевать с одной выставки на другую, к тому же большинство авторов участвуют сразу в обеих. Это поняли и устроители, открыв экспозиции на лестнице стендом с неподписанными репродукциями избранных произведений, заставив гостей вернисажа сыграть в "угадайку" - где тут "хоррор", а где "убежище".
В самом деле хоррор, то есть страх (термин заимствован из кинематографа, и соответствующая выставка начинается с нарезки отрывков из фильмов ужасов, в которых самих ужасов еще нет, но их предчувствие буквально висит в воздухе), и желание избавиться от оного в самостийном убежище накрепко спаяны между собой в человеческой психике. Если бы ты не боялся, то и не надо скрываться. А прячешься, в сущности, от самого себя, от собственных фантазмов, фобий, комплексов и предрассудков. Оные явлены в обеих экспозициях во всей красе и многообразии. Не будем забывать, что перед нами современное искусство, которое и занимается прежде всего иллюстрированием интеллектуальных конструктов, а не пластическими ценностями, а интеллект Homo sapiens, да еще креативного, творчески мыслящего, - отрада для психоаналитика.
Тут мне кажется наиболее показательным простейшее, в сущности, арт-высказывание молодого художника Максима Русакова "Присмотрись к себе" - в туалете "Нового пространства в Малом Кисельном" над раковиной повешено круглое зеркало, подсвеченное по ободку люминесцентной лампой. Взглянув в него и почувствовав себя на операционном столе, увидев все свои прыщики, прожилки и трещинки, увечные мешки под глазами, расширенные от невозможного света зрачки, сразу понимаешь - кошмаром являешься, собственно, ты, личный Другой. И от него не сбежишь, не спасешься даже постом и молитвою. Об этом, наверное, скромная работа "План эвакуации" Дианы Мачулиной и Сергея Калинина на выставке "Убежище" - схема выхода при пожаре из православного храма, найденная в Интернете и распечатанная в дурном качестве, но и так понятно, что тут никто не выживет, покалечив друг друга в бессмысленной одуревшей толпе.
Нет, на выставках есть вещи вполне монументальные и технологические. Впечатляет в "Е.К.АртБюро", например, инсталляция "Кастрюля" Ирины Наховой - садишься в кресло, над тобой в самом деле кастрюля, а из нее молитвы - православные, католические, мусульманские. Мол, спаси меня, Господь, сбереги и сохрани. Но все - из кастрюли, алюминиевой глубины, повернутой вовнутрь. De profundis наоборот.
Собственно, в голове, а не в утробе (в "Убежище" есть несколько работ, посвященных материнскому лону, может, случайно) рождаются надежда на спасение от страхов, но и сами страхи, ее вытесняющие. И этим единству и борьбе противоположностей посвящены две соседствующие выставки в Малом Кисельном, слившиеся воедино.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.