Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.04.2010 | Арт / Архитектура

Искусство — жизнь!

В Музее архитектуры показывают раннесоветское зодчество города на Неве

Честно говоря, посвященная памяти директора Музея архитектуры Давида Саркисяна выставка «Будни нового стиля» обладает каким-то удивительным обаянием. Она сделана без занудства, зрелищно и легко. Кураторы, сотрудник отдела уникальных фотографий П.А. Кухарева и заведующая отделом архитектурно-графических фондов Е.А. Пачина, предложили совершить прогулку по незнакомому большинству городу, увести подальше от туристических магистралей с их фанфарами великой петербургской неоклассики. Предложили посетить рабочие районы, например, около Нарвских ворот и площади Стачек, где прописаны неведомые (в частности, организациям по защите культурного наследия -- что очень печально) шедевры ленинградского конструктивизма и ар-деко.

Дома культуры, жилмассивы, фабрики, стадионы, бани архитекторов А.И. Гегелло, Н.А. Троцкого, Б.Р. Рубаненко, А.С. Никольского, И.И. Фомина, Я.О. Рубанчика создают пространство петербургского зазеркалья, в которых торжественная панегирическая классика разобрана до протоформ коммунистического пуризма. А палладианский ордер поставлен на службу главному зданию ленинградской партноменклатуры (Дому советов), зданию «Союзпушнины» и мясокомбинату.

На выставке много уникальных фотографий, где на архитектурном фоне запечатлены будничные сценки советской эпохи. Поражаешься, какие вдохновенные лица. Будто бы и не было того, что обычно сопутствует реализации всех земных утопий. Фотографии соседствуют с архитектурной графикой. И тоже диву даешься, как тонко и точно все вычерчено. Словно не случится мутации романтической советской архитектуры 20--30-х в безликий проектировочный стиль 60--90-х. Запечатленная на редких старых фотографиях архитектура в таком прекрасном состоянии, что не понимаешь, как же сегодня все ползет трещинами, сыплется, приобретает цвет придорожной пыли, а то и вовсе с одобрения властей Петербурга разрушается. (Пример: парадно показанный на выставке стадион имени С.М. Кирова архитекторов А. Никольского, К. Кашина-Линде, Н. Степанова, самый масштабный долгострой переходного, от конструктивизма к ар-деко, периода, что строился с 1934 по 1950 год, был разрушен одномоментно несколько лет назад.)

Авторы выставки представили еще один петербургский миф. Снова о том, что художественная ностальгия для этого города -- главная правда, а реальная жизнь -- сплошь и рядом иллюзия.



Источник: "Время новостей", 05.04.2010 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
15.01.2021
Арт

Вирус памяти

Черкасская, конечно, не сравнивает пандемию с Холокостом, а фиксирует логику ее восприятия в Израиле: коронавирус - продолжение череды несчастий, преследующих евреев. Она воспроизводит цепную реакцию воспоминаний, запускаемую страхом, одинаковым во все времена.

Стенгазета
25.11.2020
Арт

Тело Лондона

Внимание художников Лондонской школы было приковано к человеческому телу. Для них было важно зафиксировать изменения тела, его уязвимость и недолговечность. Тела на картинах Фрэнсиса Бэкона абстрактны, аморфны. Они как будто находятся в состоянии постоянной текучести за счёт размазанных мазков краски.