07.03.2010 | Кино
За белым кроликомО погружении в мир грез и снимает раз за разом фильмы Тим Бертон
На викторианском приеме девятнадцатилетней Алисе (Миа Васиковска) делает предложение потомственный лорд, но она в самый ответственный момент безрассудно убегает за белым кроликом. Тем более Кролик, мудрено одетый и при часах на цепочке, как будто бы сам манит девушку куда-то своей лапой. Далее девушка, согласно первоисточнику, падает в кроличью нору и оказывается в стране чудес, где встречает странную компанию: сумасшедшего Шляпника (Джонни Депп), Чеширского Кота, Белую (Энн Хэтэуэй) и Красную (Хелена Бонем Картер) королев и прочих.
Последующие события исчерпывается формулировкой из пресс-релиза — «кино по мотивам произведений Льюиса Кэрролла». Если коротко — Алиса разрулит назревший конфликт между враждующими королевами и вроде бы под конец даже втюрится в Шляпника, но вовремя поймает себя на мысли, что все ее приключения всего лишь сон и пора бы уже наконец вернуться в мир реальный.
О погружении в мир грез и снимает раз за разом свои фильмы режиссер Тим Бертон. Технически совершенная — не подкопаешься ни с какой стороны, а по уровню 3D эффекта и вообще почти «Аватар» (вопрос кино это или аттракцион по-прежнему в силе и по-прежнему остается в скобках), новая «Алиса» лихо перекраивает кэрролловкий сюжет до уровня самых маленьких зрителей. И это учитывая радикальные изменения. Алисе в оригинале девять, у Бертона события разворачиваются десять лет спустя.
Несмотря на очевидную романтическую линию со Шляпником, все возможные пубертатные вопросы авторами тактично снимаются, убираются и прочие, тут явно лишние, смыслы оригинала. Центральная линия строится на ссоре двух сестер-королев и разрешается как и подобает в сказках. Алиса убивает главного злодея Бармаглота. Добро побеждает зло (не случайно студия-заказчик Disney).
Когда Алисе приходит пора сказать пока миру фантазий и идти решать насущные проблемы (отшить лорда, начать взрослую жизнь), героиня пребывает в нерешительности. Где ей лучше она толком не понимает. Кажется, впервые за свою творческую карьеру задумывается и Бертон. На обозначенный пунктиром вопрос — нужно ли вообще взрослеть и прощаться с воображаемыми друзьями из детства или же вечно пребывать в условной стране чудес, Бертон отвечает уклончиво и вскользь. Если Алиса у него в конечном итоге просыпается, сам режиссер явно готов остаться в стране чудес навсегда.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.