Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

30.12.2009 | Архитектура / Общество

Взаимная несостоятельность

Скандал года. От сноса до долгостроя

Строители строят, сами не зная что, без утвержденного плана. Архитекторы изо всех сил пытаются что-то придумать, всякий раз попадая в тиски между заказчиками-застройщиками и властями. Общественность бушует, устраивает демонстрации и пишет письма протеста. Ей говорят: "Ну конечно, мы учли ваше мнение", - и все делают по-своему. В сущности, ничего не делают, потому что строители не знают, власти не решают, архитекторы находятся в перманентном смятении, а тут еще народ...

Таков был круговорот коллективного бессилия в архитектурной среде в истекшем году, благодаря которому мы имеем долгострой - реконструкцию Большого театра, окончательное фиаско Доминика Перро с его второй сценой Мариинки, распоряжение правительства о сносе Центрального дома художника и перманентный скандал с 400-метровой башней "Охта-центра". Можно еще добавить создание музейного городка ГМИИ имени А.С.Пушкина. Именно архитектурная сфера оказалась ныне в центре культурного внимания по причине скандалезности происходившего, хотя, заметьте, ничего такого страшного построено не было. К счастью.

Собственно, строить пока никто и не собирается. На стройплощадке второй сцены Мариинского театра возникли очередные проблемы: обнаружена серьезная осадка соседних зданий, из-за чего стройка была временно приостановлена. В ходе проверки специалисты ЗАО "Ленинградский трест инженерно-строительных изысканий", проводившие обследование грунтов под будущим театром, не обнаружили монолитной плиты, которая должна была держать на себе здание театра и минимизировать подвижки грунтов под окрестными домами. Технология "джет граутинг" (jet grouting), которую выбрал заказчик - ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации", - не дала того результата, на который рассчитывали строители. При этом специалисты отметили, что, хотя плита не соответствует проекту, будущее здание она выдержит. Может быть. Было бы здание - провинциальный проект канадцев, сменивших международную звезду Перро, опять не прошел какую-то технологическую проверку. А стройка идет своим чередом.

Ситуация вокруг "Охта-центра" остается по-прежнему неопределенной. Прокуратура города ответила на запрос министра культуры Александра Авдеева: строительство в данный момент на этой территории не ведется, поэтому она не видит нарушений закона. Хотя все петербуржцы видят и знают, что строители продолжают вгонять в грунт сваи. Правда, по словам археологов, эти сваи пока не разрушают памятник археологии. В общем, "странный" ответ - да, строить здесь нельзя, но ведь не строят, поэтому и беспокоиться не о чем.

ЦДХ - здание и окрестные территории - передают Правительству Москвы под новое строительство. Но кто и что будет тут строить, остается полной неопределенностью. Едва ли Норман Фостер свой "Апельсин" - слишком уж скандалезно. Но важнее и печальнее другое. Приходится сказать: таков, значит, у нас vox populi, коли его никто не слышит. А новой архитектуры как не было в России - так и нет. Кризис тут ни при чем.



Источник: "Культура",№50 (7713) 24 декабря 2009 ,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»