ЦДХ
29.10.2009 | Арт
Значением поболее…...ценою подешевле. В Москве проходит XXVII Российский антикварный салон
Цинично перефразируя циничные слова Скалозуба, признаем: «Кризис способствовал салону к украшению». Мутного потока вещей сомнительного качества стало меньше. На аккуратных стендах уважаемых галерей в результате кризисного перераспределения коллекций засветились вещи первого ряда, которые еще недавно казались недоступными.
Инициативу в новой модели коммуникации искусства с ценителями-знатоками-покупателями проявили и сами участники-галеристы. Во многих случаях свои стенды они оформили как маленькие тематические экспозиции, искусствоведческие эссе для требовательных артгурманов.
Читателям предлагается десятка лучших, на взгляд вашего обозревателя, тематических проектов салона.
Галерея «Танто» в рамках фестиваля «Японская осень-2009» представила выставку «Самураи: путь кисти и меча» (искусство Японии из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга). В центре зала сидит конная персона воина в доспехах. Вокруг него артефакты его мира: свитки, ксилографии, ширмы, сервизы для чайных церемоний. Зрителям есть чем занять ум, сердце, зрение.
Известная своим умением делать тонкие выставки графики первой половины XX века галерея ГОСТ показывает необычную для себя экспозицию живописных и гравированных портретов российских и европейских монархов XVIII--XIX столетия. Ощущение от прогулки по залам Эрмитажа. Замечательная Екатерина Великая в манере Рокотова, карикатуры на Наполеона, Николай I в иконографии знаменитого салонного живописца эпохи историзма Франца Крюгера, наконец, удивительный раритет -- созданный в эпоху Петра I портрет Шарлоты Кристины Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, супруги сына Петра Алексея.
Галерея «На Ленивке» предложила затейливую выставку «Семейный альбом» Мстислава Добужинского. Образ ее выстроен в соответствии с запечатленными самим же Добужинским уютными интерьерами Серебряного века.
Графику прославленных мастеров XIX века выставляет «Антик-Инвест». Крамской, Орловский, Васнецов, Федор Бруни и два прелюбопытнейших картона Сурикова -- эскизы росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Галерея «Русская усадьба», как всегда, радует восхитительного качества атрибутами дворянской жизни золотого века. Шедевр нынешней экспозиции -- настольная реплика фальконетовского «Медного всадника», сделанная в XVIII столетии из кости на Русском Севере в традициях народной скульптуры. Образ Петра оказался синкретичен Георгию Победоносцу с русских икон.
Персональные выставки творчества мастеров, лирически интерпретировавших в своем творчестве идеи авангарда, показывают уважаемые «Галеев-галерея» и галерея «Ковчег». В «Ковчеге» можно лучше узнать камерный жанр Ростислава Барто (1902--1974). «Галеев-галерея» знакомит с ню Николая Тырсы (1887--1942).
Тему «Авангард и его пластические традиции» подхватывает «Элизиум» с суперкачественными работами Давида Штеренберга, Роберта Фалька, Владимира Лебедева, того же Николая Тырсы, Александра Лабаса, Александра Тышлера, Бориса Григорьева; а также графика современников и друзей Маяковского на стенде галереи с говорящим названием «Русский авангард 10--30-х годов».
Наконец, в параллельную программу салона попала хорошая выставка из фондов Международной конфедерации союзов художников (к 30-летию Центрального дома художника, традиционной площадки антикварного салона). Рисунки разных мастеров, от Василия Чекрыгина до Виктора Попкова, Иллариона Голицына, составляют целый импровизированный музей.
А если говорить о сознательной режиссуре атмосферы музея и пестуемых в ней ювелирно-бережных переживаний и ощущений от общения с искусством, то пальму первенства придется дать не включенной в салон, но приуроченной к нему монографической выставки Ивана Айвазовского из частных собраний. Организовали ее кураторы Василий Литвяков и Максим Боксер. Проходит она до 20 ноября в расположенной на антресольном этаже ЦДХ галерее «Альтруист». Удивительно, как преображаются марины знаменитого «Айваза», стоит их только вынести из пестрой сутолоки салонных стендов в уютное, почти кабинетное пространство галереи. Вместо пенящегося пафоса отмечаешь изыск сделанности, благородство мастерства.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.