29.10.2009 | Кино
Узники, зомби, нимфетки…...и глобальная катастрофа. В Москве начался фестиваль нового британского кино
Вчера фильмом «Побег из тюрьмы» режиссера Руперта Уайтта открылся Х фестиваль нового британского кино. В «Европейском» за неделю будет показано десять игровых фильмов, три полнометражных документальных и программа короткого метра «Взгляд в корень» -- это работы студентов британской и российской киношкол: британцы съездили в Россию, а россияне соответственно в Британию и выбрали сюжетом своих фильмов то, что показалось им особо важным. Я видела только два фильма и признаюсь, что разница между школами заметна сразу. В фильме российской студентки главным была атмосфера, настроение, в нем каждый ракурс становится визуальной метафорой, быт противопоставлен духу, а герои -- живущие на маленькой яхте музыкант и его девушка -- препрямо-таки символические фигуры. Английская история рассказывает про цирковое училище, его сегодня и его вчера, и хотя в результате автор пытался поиграть с неким общим содержанием понятия «советский цирк», все же явное удовольствие от его работы зрители получали от умения заметить деталь, интереса к конкретному, от точности наблюдений и умелого отбора планов. Желающие сами сравнить методику двух школ могут это сделать совершенно бесплатно, но надо обязательно зарегистрироваться на сайте www.ukfilms.ru. На остальные фильмы придется покупать билеты.
Фильмом открытия «Побег из тюрьмы» выбран скорее всего из-за Брайана Кокса, известного шотландского актера, сыгравшего в фильмах Вуди Аллена, Джима Шеридана, Спайка Ли и Дэвида Финчера, но к тому же имеющего в своей биографии и российскую страницу -- в конце 80-х он несколько семестров преподавал в Школе-студии МХАТ (и написал об этом книгу «Из Салема в Москву: актерская одиссея») и с тех пор стал в Москве «своим».
Российские корни обнаружились и у еще одного гостя фестиваля -- дебютанта Джастина Молотникова. Этот шотландец с русской фамилией (его предки бежали из России в начале XX века), щеголяющий в Москве в шотландском килте, снял невероятную историю «Смех сквозь слезы» -- с похищениями, пытками, кошмарами и детскими воспоминаниями, действие которой проходит в пабах и притонах Эдинбурга.
Организаторы постарались составить программу как можно более разнообразно. Триллер про побег из тюрьмы соседствует в ней с комедией про мечты маленького человека «В поисках Эрика» классика социального кино Кена Лоуча. Школьная драма «Воспитание чувств» по сценарию популярного у нас Ника Хорнби, снятая датчанкой Лоне Шерфиг («Итальянский для начинающих»), -- с ироничным и одновременно лиричным наблюдением за неблагополучными подростками в фильме «Сомерс-таун» надежды британского кино Шейна Медоуза. Любовный треугольник в фильме «Лето», одной из самых громких премьер Шотландии 2008 года, составит хороший контраст с так и не встретившимися героями из «Неубранных постелей» -- взгляд на Лондон глазами режиссера из Аргентины.
Артхаусный суперхит (так в каталоге) «Бронсон» расскажет о самом знаменитом заключенном Британии, а «Колин» -- про человека, которого укусил зомби (фильм якобы снят за 45 фунтов маленькой ручной камерой и выйдет в Британии на хеллоуин).
В экологическом памфлете «Век глупцов» режиссера Френни Армстронг смешаны приемы игрового, документального кино и анимации. Герой, смотритель глобального архива, в 2055 году оставшийся последним живым человеком на земле, пытается понять, каким образом человечество себя угробило, и перебирает документальные кадры, где запечатлены экологические катастрофы, алчные трансконтинентальные компании, недомыслие обывателя и безответственность элит. Для того чтобы снять эту картину, было собрано 450 тыс. фунтов добровольных пожертвований (все внесшие лепту получили право на процент дохода от проката). Мировая премьера фильма состоялась 21 сентября 2009 года, и показали его весьма экологическим образом: из работающей на солнечной энергии «кинопалатки» на Манхэттене цифровой сигнал был послан в 650 кинотеатров по всему миру (и в Москву тоже). Звезды приезжали на премьеру на экологически чистом транспорте типа велосипедов, а потом шли в зал по зеленой ковровой дорожке (впрочем, один ушлый журналист выяснил, что на самом деле почти все сначала летели в Нью-Йорк на самолете).
В программе есть еще два уже чисто документальных фильма: один снят многообещающим Дж. Дж. Джонсоном (премия БАФТА за короткий метр) и рассказывает про конкурс «Евровидения» для детей, а другой -- история Башти Баньян, фолк-певицы, на 30 лет исчезнувшей со сцены и недавно на нее вернувшейся.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.