25.07.2009 | Арт
Любить прекрасное по-русскиЮбилей "ПРО АРТЕ" в ГЦСИ
Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства "ПРО АРТЕ", организующий выставки, проводящий концерты современной музыки, имеющий собственные образовательные программы для художников и журналистов, отмечает свое десятилетие. После торжественных празднований в Петропавловской крепости, своей резиденции, фонд решил отметиться и в столице, привезя в Государственный центр современного искусства на Зоологической улице придуманный специально для Москвы питерскими кураторами Глебом Ершовым и Станиславом Савицким проект "Русская красота". Это в самом деле очень петербургский проект. Изощренные интеллектуалы с университетским образованием Ершов и Савицкий предложили студентам "ПРО АРТЕ"
высказаться на две запретные в современном искусстве темы - прекрасное и национальное, причем высказаться без ерничества и стеба, без эксплуатации ориентированного на туристов "матрешечного" фольклора, с возвышенными интонациями и просвещенным эстетством.
Собственно говоря, на бумаге манифест кураторов немного походит на риторические игры Новой Академии под водительством покойного ныне раскаявшегося авангардиста Тимура Новикова, знаковой и культовой фигуры для ленинградско-петербургской арт-сцены. Но у Ершова и Савицкого, любителей "блужданий по милым сердцу грязям, руинам и помойкам", в которых находились непроизвольные эквиваленты современного искусства, не было и нет декларативного ригоризма самозванных академиков. Они пустились на отчаянную провокацию во имя реабилитации contemporary art, а не ради его профанического посрамления. Другое дело - что из этого вышло. Получилось, по меньшей мере, масштабно - к художникам начинающим в итоге присоединились вполне состоявшиеся, в том числе и сподвижник Новикова, сам успешный куратор и теоретик искусства Андрей Хлобыстин.
Экспозиция в ГЦСИ - представительный смотр питерского искусства. Не хватает, конечно, митьков, зачинателей поиска русской красоты посредством вакхических возлияний. Но теперь и митьки не пьют, и движение практически развалилось, став такой же частью истории, как и новиковская Академия. Вот активно работают бывшие митьки Ольга и Александр Флоренские, но их проект "Смиренная архитектура" - серия смешных доморощенных построек - вполне заменим лучшей, кажется, вещью на выставке в ГЦСИ, приписанной Архитектурной мастерской "Сидоров и сыновья". Фотографии произведений Сидорова, имитирующих "анонимную народную архитектуру", а на самом деле ей являющихся - сараи, будки, ларьки, урны, - сделаны теми же Ершовым и Савицким. Собственно, они придумали проект - и сами его осуществили, своими силами. Но этой кураторской волей теперь никого не удивишь.
Думается, что они вообще могли бы обойтись без остальных участников. Тем более
работы дебютантов откровенно слабые и вываливаются из концепции "новой серьезности".
А, например, впечатляющая нефтяная (в прямом смысле слова) фреска "Буровая" Ильи Гапонова и Кирилла Котешова или видеоинсталляция "Мошки" Ильи Трушевского, где хаотичный рой насекомых вдруг превращается в карту звездного неба, принадлежат художникам уже состоявшимся. Хороша живопись Виталия Пушницкого из серии "Падение" - проселочная грязь, увиденная явно глазами пьяного поселянина, заплутавшего в оттепельной распутице с риском для жизни. Ну а прочее - так, хулиганский подростковый лепет.
Но тут, скорее, важна идея, а не воплощение. Это очень русская любовь к красоте - платоническая
(вспомним про "эйдос" великого философа). Тут недавно в стране отмечали День семьи, ссылаясь на Петра и Февронию. Но у святых были отношения исключительно возвышенные. И никакая порнография, которой балуются некоторые студенты "ПРО АРТЕ", на подобной выставке неуместна.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.