Кремлевский дворец
03.11.2005 | Балет
Семейный богРимейк дягилевского балета в Кремле
Около пятнадцати лет подряд Андрис Лиепа потешает мировую балетную общественность, прочувствованно убеждая несведущую публику в том, что-де свершил великое дело: восстановил самые знаменитые балеты легендарных «Русских сезонов» Дягилева.
Курьез в том, что балеты эти никуда не исчезали, а шли себе с успехом во множестве театров и были аккуратно засняты советским телевидением. В начале 1980-х Большой предпринял серьезнейшее возобновление «Петрушки» и «Жар-птицы» с участием ведущих артистов труппы. Декорации легендарных мирискусников Бенуа, Бакста и Головина тщательно восстановила авторитетнейший художник Маргарита Прокудина, консультировавшаяся с сыном Александра Бенуа Николаем - тоже выдающимся театральным живописцем и главным художником "Ла Скала".
Версии Лиепы появились десять лет спустя, когда постановки Большого еще были у всех в памяти, но со сцены уже исчезли. Самое комичное в том, что у Лиепы «Петрушка», «Жар-птица» и «Шехеразада» лишились как раз того, чем они ценны в первую очередь: стиля, связанного с феерической театральной живописью. Декорации и костюмы Бенуа и Бакста воспроизведены Анной и Анатолием Нежными так, что лишь в общих чертах напоминают хрестоматийно известные эскизы, а более всего походят на декорации эстрадного шоу. Однако характеру деятельности Андриса Лиепы это отвечает как нельзя лучше. Именно шоу он и пытается устраивать, участвуя в постановках балов в Гостином Дворе или вынося на сцену Римской оперы православную плащаницу после премьеры «Петрушки» и «Жар птицы».
И вот новый номер программы - иллюзион. Если прежде Лиепа возрождал всем известное, то теперь восстановил невозобновимое - балет «Синий бог».
Этот спектакль был поставлен в антрепризе Дягилева в 1912 году Михаилом Фокиным по сценарию Жана Кокто. Несмотря на участие Вацлава Нижинского, постановка не имела успеха, прошла несколько раз, и остались от нее лишь пара фотографий да эскизы костюмов, так что восстанавливать, собственно, нечего. Но шоу – это вам не музей, броскость тут важнее достоверности. Вместо второсортной музыки балета были взяты «Прометей» и «Божественная поэма» Скрябина, а вместо почившего балетмейстера Фокина – Уэйн Инглинг, готовящийся возглавить Английский национальный балет. Он не сумел не только придумать вразумительных танцев (действо напоминает дефиле на подиуме, временами приправленное нехитрыми прыжками), но даже внятно изложить сюжет. Не прочитав программку, трудно понять, что главного героя посвящают в жрецы, разлучая с любимой, которую он же сам должен будет принести в жертву Лотосу. И предотвратить это можно, лишь обратившись к Синему богу, который разгоняет жрецов и благословляет влюбленных.
На роль Синего бога был приглашен Николай Цискаридзе (на фото), чье имя, знакомое даже тем, кто не имеет представления о балете, должно было подкрепить привлекательность неведомого спектакля. Кроме пышного индийского костюма и воспроизведения поз, известных по фотографиям Нижинского, хореограф не предложил танцовщику ничего интересного, что, впрочем, не так уж и страшно в ситуации, когда необходимо лишь само присутствие звезды как таковое.
Хуже, что в звезды пришлось выводить еще и Илзе Лиепу, неизбежную участницу проектов Андриса. Для нее придумали роль богини, без которой Синий бог почему-то оказался неспособен помочь влюбленным. В результате Илзе, усердно вращая глазами, руками, бедрами и всем корпусом, в прямом и переносном смысле изрядно заслонила сдержанного на сей раз Цискаридзе. Впрочем, публика, протомившаяся целый час в ожидании начала спектакля, была не в претензии. Как говорится, в каждой бочке меда бывает своя ложка… Тьфу, оговорился. Кашу маслом не испортишь.
В гости норвежцев позвал берлинский Штаатсбалет, которым второй сезон руководит испанец Начо Дуато. Балет Ghosts в его духе – мрачновато, междисциплинарно, но не опасно и вполне консервативно. И очень стильно.
Испанец Начо Дуато под огнем критики уже с января 2013-го, когда его официально представили в качестве преемника Владимира Малахова. Получить место оказалось легче, чем доказать критике, что ты его заслуживаешь, — никакие достижения в расчет не брались. Вундеркинду 90-х явно показывали, что он не на своем месте. Во всяком случае, в Берлине.