08.06.2009 | Дизайн
Новые теории роскошиРоскошь создает поле желания – именно это ее свойство, которое столь пугало суровых законодателей, теперь востребовано
В эпоху кризиса писать о роскоши – ненужная роскошь. Казалось бы, кому сейчас интересны незатейливые саги о шикарных вещах и гламурных триумфах ? Однако история люкса насчитывает много веков, и любители роскоши нередко подвергались серьезной критике - их то и дело обвиняли в греховном потакании своим желаниям и даже в распущенности. Взять хотя бы случай с Ганнибалом – он, можно сказать, пал жертвой роскоши. После громких побед над римлянами знаменитый полководец расположился на зимнюю стоянку в богатом городе Капуе. Привычка к роскошной жизни, которую Ганнибал усвоил в Капуе, оказалась губительной для его военной карьеры: он стал проигрывать сражения, и, как известно, Карфаген в конце концов был разрушен. Эту притчу часто приводят как аргумент против роскоши – что она, мол, расслабляет и способствует изнеженности. Не случайно
этимология английского слова “luxury” восходит к латинскому “luxuria” – великолепие, излишество, а одно из устойчивых определений роскоши – «то, что способствует комфорту и удовольствию, однако не относится к сфере необходимого». Видимо, именно этот нюанс – избыточность, потворство прихотям – вызывал раздражение
ревнивых блюстителей морали. В пристрастии к роскошным вещам усматривали проявления чувственности, подлежащие регламентации. А дальше следовали административные меры: в 275 г. до н. э. цензор Гай Фабриций Лусцин изгнал из сената консула Публия Корнелия Руфина за то, что тот приобрел серебряные вазы весом около 3 кг – это было сочтено дурным примером для прочих сенаторов.
Чрезмерная роскошь осуждалась церковью, поскольку считалась проявлением гордости – то есть одного из семи смертных грехов. Государственные деятели не раз пытались ограничить потребление роскоши, принимая специальные законы против роскоши: в Средние века запрещали есть палтуса (в то время считавшегося редкой рыбой), носить пышные меха, бархат, золотые украшения, шелк и парчу.
Но, как это часто бывает, срабатывал эффект запретного плода. Тонкий мыслитель Мишель Монтень с огорчением писал: “Тот способ, которым законы наши стараются ограничить безумные траты на стол и одежду, на мой взгляд, ведёт к совершено противоположной цели. Правильнее было бы внушить людям презрение к золоту и шелкам, как вещам суетным и бесполезным». В целом старинные запреты на роскошь были призваны поддержать иерархию в обществе – главная функция роскоши была обозначить социальный статус человека. Отголосок этих выборочных ограничений и поныне чувствуется в экономической сфере – особые налоги на предметы роскоши: антиквариат, меха, машины, ювелирные изделия, алкоголь.
Сейчас, мне кажется, положение вещей существенно изменилось. Роскошь уже утратила прежнюю роль маркировки статуса через демонстративное потребление. На первый план вышел момент индивидуального переживания: покупая предметы роскоши, люди хотят не столько похвастаться своим богатством, сколько испытать эстетическое наслаждение, пережить новые ощущения.
На фоне современного весьма депрессивного и однообразного городского образа жизни главной проблемой становится поиск раритетных эмоций. Роскошь создает поле желания – именно это ее свойство, которое столь пугало суровых законодателей, теперь востребовано на все 100%.
Почему, спрашивается, американец Денис Тито заплатил 22 млн долларов за недельный полет на борту Международной космической станции? Могу ручаться, что он выложил эту сумму, чтобы пережить уникальный момент – ощущение невесомости, преодоление земного тяготения и наслаждение зрелищем бесконечных миров Вселенной. И подобное желание было не просто прихотью богатого человека, а моментом экзистенциального поиска, вызовом собственной судьбе.
Это новое понимание роскоши – не просто обладание ценной вещью, а расширение своего кругозора, тренировка вкуса и конечном счете - самопознание и изменение собственной личности.
Примеров этому можно найти множество – это и новые spa-отели на лоне дикой природы, и удивительные возможности преображения своего тела благодаря пластической хирургии, и весь спектр услуг и вещей по индивидуальным заказам - индивидуальный туризм, костюмы и обувь на заказ, шикарные яхты по спец.проектам. Заказывая тюнинг Lamborghini Gallardo Spider, хозяин автомобиля скорее утверждает свой личный вкус, чем заботится о впечатлении, произведенном на окружающих. Французский философ Жиль Липовецки называет это явление "роскошь для себя", подразумевая "роскошь с психологической мотивацией", которая ориентирована не на внешний эффект, а на внутреннее удовлетворение владельца.
Этому приятному ощущению, кстати, весьма помогает еще одно существенное свойство роскоши: успокоительное сознание защищенности, связанной с идеей постоянства и надежности люксовой вещи. Подобный психотерапевтический эффект связан с парадоксальной на первый взгляд противоположностью между миром роскоши и современной модой. Ведь люксовые бренды чаще всего не гонятся за переменчивой модой, а остаются приверженцами постоянных классических моделей, выступая как оплот традиции. Напротив, любители последних коллекций неизбежно рискуют отстать от моды, а то и вовсе утратить душевное спокойствие в погоне за новинками.
Но все же и люксовые бренды чувствительны к веяниям времени - иначе они не нанимали бы новых талантливых дизайнеров – вот в 2005-2008 годах бастион английской мужской моды, Гивз энд Хокс, №1 на Сэвил Роу, ангажировал Джо Касели-Хейфорда, ранее с успехом одевавшего рок-звезд. А британский дизайнер Келли Хоппен, больше известная как блестящий специалист по интерьерам, сделала несколько коллекций эксклюзивного фарфора для старинной фирмы Веджвуд – компании, основанной, между прочим, в 1760 году. Однако все приглашенные дизайнеры, адаптируясь в новом формате, все равно развивают эстетику бренда, и в итоге покупатель получает сдержанный модернизированный люкс. Но функция этой роскоши иная – не внешнее щегольство и апломб, а приобщение к вневременной традиции, исследование своих желаний. Может, тогда для поклонников нового люкса откроется еще одна, по словам Вашингтона Ирвинга, настоящая роскошь – спокойного и свободного размышления.
Дизайнер ювелир Катя Рабей сделала эту концептуальную феминистическую подборку ювелирных украшений специально к 8 марта. Вот, например, Тамар Палей сделала коллекцию украшений, реинтерпретирующих ритуальные объекты иудаизма - но для женщин.
До нового года осталось всего несколько дней, и большая часть подарков уже куплена, но мы подготовили для вас список из семи украшений разной степени ювелирности, которые всё ещё можно успеть купить в Москве, если самого главного подарка по-прежнему не хватает.