04.02.2011 | Дизайн
В поле зрения — протезы-1Мода диктует свой режим
Традиционно протезы конструировались таким образом, чтобы быть незаметными: они должны были «делать свое дело» и не привлекать излишнего внимания. Но мода диктует свой режим визуальности: сейчас протезы все чаще попадают в поле зрения дизайнеров и искусствоведов (1) .
Возникла идея «модных протезов», которые специально рассчитаны на то, чтобы восприниматься прежде всего как зримые аксессуары, подчеркивающие эстетические вкусы владельца. Креативный подход к проблеме протезов принес неожиданные результаты: зарождение нового тренда. Во всяком случае, последние работы целого ряда дизайнеров позволяют говорить о появлении столь необычной тенденции, как «модные протезы».
Норвежский дизайнер Ханс Александр Хюзеклепп (Hans Alexander Huseklepp) (2) недавно сконструировал концептуальный протез руки под названием «Безупречный» (Immaculate).
Этот футуристический протез рассчитан на технологию прицельной мускульной реиннервации, позволяющей управлять искусственной рукой благодаря нервным импульсам. Шарнирные сочленения подобного протеза допускают больший объем движения, чем суставы обычной руки. Дизайнер отказался от принципа внешной имитации вида естественной руки — протез выдержан в стиле техноэстетики. По словам Хюзеклеппа, его целью было уйти от традиционных протезов, в которых технологическая основа скрыта под слоями силикона.
Протез «Безупречный» позиционируется скорее как аксессуар для людей, которые хотят выделиться и не скрывают факт потери конечности. Определенная логика в этом есть, ведь, например, очки в первую очередь функциональны и весьма заметны на лице (очевидно свидетельствуя, что у их хозяина плохое зрение), но при этом дизайн очков предполагает максимальную эстетичность и соответствие стилю владельца. Аналогичным образом и протез руки вполне может стать «аксессуаром», раз уж его наличие необходимо.
В сходном ключе модной «эстетизации» медицинских приспособлений выдержаны эксперименты других дизайнеров. Дамиан О’Салливан (3) сделал фарфоровую «шину» с веселыми цветочками для фиксации сломанной руки (4) . Он считает, что фарфоровые шины можно хранить как сувенир и после того, как кости срастутся, поскольку носить подобную симпатичную шину не столь неприятно, как обычную гипсовую повязку. Его концепт обыгрывает параллель между хрупким фарфором и хрупкой костью (5) . В своем пресс-релизе Дамиан написал: «Эксперимент сказался не столько в форме, поскольку она во многом диктуется человеческим телом, сколько в выборе материала: фарфор. Хрупкий, но тем не менее прочный; гигиеничный и одновременно элегантный — этот материал парадоксально объединял в себе все требуемые качества. Конечный продукт — возможно, скорее поэтический, нежели практический, тем не менее отражает внутреннюю красоту выздоровления и процесс срастания заживающих костей. Немного нескладный и очень хрупкий, напоминающий нас самих, он как будто взывает: “Обращайтесь осторожно!”» (6)
Итальянский дизайнер Франческа Ланзавеккьа (Francesca Lanzavecchia) (7) предложила целую серию новых протезов, именуемую «Proaesthetics». В этой серии можно видеть трость, скомбинированную с кофейным столиком (в духе экспериментов Хусейна Чалаяна), и элегантный пластиковый корсет для позвоночника. «Этот корсет предназначен для того, чтобы человек мог вновь ощутить радость от одежды», — говорит Франческа (8). Подобный корсет делается по индивидуальной мерке и декорируется изображениями в стиле тату и перфорацией, напоминающей пирсинг. Таким образом пластиковая поверхность корсета уподобляется коже. Не менее интересна серия ортезов, поддерживающих шею. Среди них — ортез-воротник в виде шарфа с капюшоном, викторианский воротник в виде кружев. Ортезы для шеи в исполнении Франчески допускают ношение бус, а в некоторых есть футляр и удобная выемка для мобильного телефона (неслучайно эта модель называется «Pronto» - ит. «Алло! Слушаю!») , а одна суперлегкая модель предусматривает только каркас и по форме смотрится как образчик авангардной эстетики.
Другие «проэстетические» артефакты Франчески развивают идею подобия протеза и человеческого тела. Протез фактически превращается в вынесенное наружу продолжение тела, иронически указывающее на причину недуга. Таковы, к примеру, трость с «говорящим» названием «Ломкая», выполненная в виде кости, изъеденной ямками, что напоминает об остеопорозе. Другая модель трости в этой серии снабжена ручкой в форме тазобедренного сустава.
Дизайнер Тоня Доурэги (Tonya Douraghy), напротив, отказывается от идеи телесного подобия в своих работах. Она конструирует крыло из перьев и цветов — сугубо декоративный аксессуар, который можно носить на месте отсутствующей руки. Такой протез-аксессуар создает возможность выбора: «Он, с одной стороны, является эстетическим украшеним, — говорит Тоня, — а с другой, служит альтернативой натуралистически выглядящим протезам» (9) . Выбор подразумевается и в другом смысле — как возможность замаскировать место ампутации или, наоборот, частично приоткрыть его.
Крыло вместо руки не только позволяет закрыть по желанию место ампутированной конечности, но и создает образ птицы или ангела. Отказ от идеи телесного подобия объединяет поэтичные творения Тони Доурэги и технократичные протезы Хюзеклеппа.
Сходные идеи разрабатывает в своем творчестве молодой дизайнер Карли Хегген (Carli Heggen) (10), которая также сделала вариант крыла, но в форме боа из перьев.
Широкий конец этого боа можно накинуть на культю или протез, а симметричный конец — носить как накидку. Карли считает, что этот аксессуар «настраивает человека на то, чтобы носить нечто фантазийное, тонкое и воздушное, в противовес утилитарному и индустриальному» (11). Функциональность здесь явно уступает место декоративности, и опять дизайнерское решение строится на контрасте между тяжестью традиционных протезов и легкостью экспериментальных — вспомним фарфоровые шины Дамиана О’Салливана.
(Окончание следует)
-------------------------------------------------------------------------------------
Ссылки
1. Pullin G. Design Meets Disability. Cambridge: MIT Press, 2009.
2. https://www.hah-id.com/ по состоянию на 11.11.2010
3. https://www.damianosullivan.com/ по состоянию на 11.11.2010
4. Эту тенденцию украшать повязку Дамиан, возможно, «подсмотрел» в детских больницах: маленькие пациенты нередко разрисовывают поверхность гипсовых повязок фломастерами или декорируют ее наклейками.
5. https://www.damianosullivan.com/page1/page13/page19/ по состоянию на 11.11.2010
6. Пресс-релиз Дамиана О’Салливана «Проэстетика» (ProAesthetics). Роттердам, 2003.
7. https://www.francesca.nu/ по состоянию на 11.11.2010
8. https://www.newscientist.com/gallery/dn17832-prosthetics-with-aesthetics/4 по состоянию на 22.07.2010
9. https://www.newscientist.com/gallery/dn17832-prosthetics-with-aesthetics/9 по состоянию на 22.07.2010
10. https://design.sva.edu/site/students/show/227 по состоянию на 11.11.2010
11.https://thepaperkitchen.com/index.php?/prosthetic-arm/ по состоянию на 11.11.2010
Дизайнер ювелир Катя Рабей сделала эту концептуальную феминистическую подборку ювелирных украшений специально к 8 марта. Вот, например, Тамар Палей сделала коллекцию украшений, реинтерпретирующих ритуальные объекты иудаизма - но для женщин.
До нового года осталось всего несколько дней, и большая часть подарков уже куплена, но мы подготовили для вас список из семи украшений разной степени ювелирности, которые всё ещё можно успеть купить в Москве, если самого главного подарка по-прежнему не хватает.