Mute/Gala Records, 2009
21.04.2009 | Диски
Только курткаМрачный и злачный синтипоп; еще один альбом Depeche Mode
Гул и гудеж архивных синтезаторов, барабанный сухостой, плевки гитарных аккордов, космический инструментал в духе саундтрека композитора Зацепина к м/ф «Тайна третьей планеты», аранжировки на манер балеарик-попа, командирский стон Дейва Гэхэна, салонный баритон Мартина Гора, неприкаянность человека и мира, тонкая грань между любовью и ненавистью, мистическая природа страсти, звезды, следы трассирующих пуль тоже являются частью вселенной, которую воздвигает группа Depeche Mode на своем новом альбоме с обложкой, похожей на схему московского метро.
Такие пластинки принято описывать в производственных терминах типа «образцовый», «высококачественный» и «задают планку».
Гиганты синтетической музыки умеют работать с оттенками черного, умеют живописать страдание (по интонациям «Sounds of the Universe» местами приближается к популярному жанру эмо) и умеют сочинять популярные песни («SoftU» лишен каких-то совсем очевидных высот, но как минимум тут есть «Hole to Feed» и «Fragile Tension»). Как будто кто-то этого не знал. «Sounds of the Universe» с первого звука ясно дает понять, что мы имеем дело с Depeche Mode, но до последнего не проясняет зачем. Поклонники, коих имеется пугающее количество, понятно, будут искать изменения в звуке (он стал несколько суше) и темах (печаль сгущается) — но это все-таки другое.
Если глядеть с расстояния, кажется, что Depeche Mode не столько опережают соперников и конкурентов, сколько возвышаются над ландшафтом, стоят на пьедестале — как искусно высеченный памятник, как давно застывший в фирменной позе истукан; и на «Sounds of the Universe» они не стали подвижней.
Вообще, есть подозрение, что эволюция группы Depeche Mode описывается тем, как развивались отношения Дейва Гэхэна с кожаной курткой. В начале 80-х она была ему великовата, он из нее вываливался — что было нелепо и по-своему мило. В начале 90-х она намертво срослась с ним, была будто продолжением его кожи — что было красиво и убедительно. К 2009-му, похоже, осталась только куртка.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.