Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

02.11.2005 | Литература

Индустриализация Пелевина

Новая книга Виктора Пелевина - беспрецедентный мультимедийный проект

Виктор Пелевин — первопроходец во всем, и потому границу, отделяющую литературу от сопредельных сред, он, естественно, тоже перешагнул ранее прочих. Еще в далеком 1998 году специально по заказу группы «Ва-Банк» Пелевин написал рассказ «Нижняя Тундра», двумя годами позже увидевший свет в виде некого подобия рок-оратории. Уже сравнительно недавно, в 2004-м, он первым среди отечественных сочинителей придумал приложить к своему роману саундтрек — промо-тираж «Священной книги оборотня» распространялся в сопровождении компакт-дисков с записью композиций, упомянутых в тексте. И вот, наконец, закономерный итог этого процесса — невиданное, поистине индустриального масштаба бурление всевозможных мультимедиа-проектов вокруг новой книги Пелевина «Шлем ужаса», опубликованной в рамках международного издательского проекта «Мифы».

Первое и самое необычное — аудиокнига с записью текста повести, выпущенная ИД «Союз», появилась в продаже на две недели раньше, чем собственно бумажная версия.

Событие это совершенно беспрецедентное — до сих пор величайшим достижением в аудиокнижной сфере считалось синхронное появление книги на CD и на бумаге (как было, например, с романом Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»). Однако если аудиокнига «бразильского мага» и другие аналогичные издания были выполнены в экономичном жанре моноспектакля с редкими музыкальными перебивками, то в случае с Пелевиным слушателю предлагается полноценная полифоничная аудиопостановка с участием знаменитостей (роли в «Шлеме ужаса» исполнили Тина Канделаки, Леонид Володарский, Николай Фоменко, Юлия Рутберг). Кстати, это обстоятельство тоже по-своему уникально: до сих пор издательский дом «Союз» решался на подобную дорогостоящую авантюру лишь однажды — четыре года назад, когда схожим образом был поставлен «Азазель» Акунина.

«Азазель», к слову сказать, оказался затеей сугубо имиджевой (этим словом принято сегодня вежливо обозначать начинания, провальные с коммерческой точки зрения), однако на сей раз расходы аудио-издателей имеют неплохие шансы окупиться. Прежние проекты «Союза» привлекали потенциального потребителя не столько контентом (те, кого интересовало исключительно содержание книг, прекрасно обходились их более дешевыми бумажными копиями), сколько моделью презентации и потребления, а это заведомо сужало аудиторию. В отличие от них «Шлем ужаса», вероятнее всего, спровоцирует подлинный ажиотаж среди многочисленных верных «пелевинианцев», не готовых ждать две недели до релиза самой книги. Дополнительный стимул для того, чтобы не откладывать знакомство с новым Пелевиным на потом, — цена: несмотря на исключительно затратный способ производства, диски и кассеты с «Шлемом ужаса» обойдутся покупателю примерно в ту же цену, что и бумажный вариант, и (что особенно удивительно) значительно дешевле других аудиокниг аналогичного качества.

Разгадка этого последнего феномена кроется в самой главной и, предположительно, самой помпезной части мультимедийного проекта «Шлем ужаса» — театральном шоу, премьера которого состоится 21 ноября в Театральном центре на Страстном бульваре.

Режиссером этого загадочного действа в жанре Active Fiction Show, сочетающем приемы театрального перформанса, литературы и видеоинсталляции с высокими технологиями, стала Живиле Монтвилайте (в прошлом году уже прошумевшая интерактивным шоу «Эфедра»), продюсером — Владимир Месхи (среди его самых ярких достижений — общее руководство фестивалем «Максидром» и организация гастролей группы «Тату» в Японии), а роли исполнили уже упомянутые звезды театра, телевидения и радио. Иными словами, аудиокнига стала своего рода субпродуктом этого грандиозного сценического проекта — этим и объясняется ее сравнительно невысокая розничная цена. Большая часть деталей, касающихся самой постановки, пока сохраняется в тайне. Известно лишь, что шоу будет напрямую транслироваться в Интернет, а все зрительские места в зале Театрального Центра на Страстном оборудуют мониторами и клавиатурой, посредством которых зрители смогут не только корректировать происходящее на сцене, но и обмениваться комментариями друг с другом и с многотысячной «виртуальной» аудиторией.

Словом, страсти вокруг новой книги главного литературного гуру России кипят при нешуточной температуре. Однако трудно не заметить, что за буйством мультимедийных красок, за сладкозвучными голосами Фоменко и Канделаки голос самого Пелевина практически неразличим.

Встроенный в богатый культурный контекст, собственно текст «Шлема ужаса» теряется, оказывается не более, чем формальным поводом для создания раскидистого мультимедийного антуража, а выход бумажной книги — самым проходным и блеклым (хотя, спору нет, необходимым) эпизодом в пафосном шествовании проекта по различным информационным средам. В этой связи трудно отделаться от ощущения, что слово «Пелевин» чем дальше, тем больше теряет свой исконный смысл, становясь не столько именем писателя, сколько успешным брендом, под который отлично подверстываются разнообразные увеселительные мероприятия.

И потому, перефразируя известную цитату из раннего пелевинского рассказа «Затворник и шестипалый» («Что такое Дунька? — Дунька это такая область пространства»), на вопрос «Что же такое «Пелевин»?» сегодня можно с полным основанием ответить: «Пелевин — это такая область пространства». А в скобочках добавить — пространства развлечений.

И точно так же, как и в случае с пресловутой Дунькой, в этом определении не будет практически ничего оскорбительного для объекта высказывания.



Источник: Полит.Ру, 26.10.2005,








Рекомендованные материалы



Праздник, который всегда с нами

Олеша в «Трех толстяках» описывает торт, в который «со всего размаху» случайно садится продавец воздушных шаров. Само собой разумеется, что это не просто торт, а огромный торт, гигантский торт, торт тортов. «Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема, цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства».

Стенгазета

Автономный Хипстер о литературном стендапе «Кот Бродского»

В этом уникальном выпуске подкаста "Автономный хипстер" мы поговорим не о содержании, а о форме. В качестве примера оригинального книжного обзора я выбрал литературное шоу "Кот Бродского" из города Владивостока. Многие называют это шоу стенд-апом за его схожесть со столь популярными ныне юмористическими вечерами. Там четыре человека читают выбранные книги и спустя месяц раздумий и репетиций выносят им вердикт перед аудиторией.