Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

30.03.2009 | Фотография

Хрупкая наша роскошь

Многие выставки-хедлайнеры так или иначе показывают жизнь на самых драматических поворотах истории

Фестивалю исполнилось десять лет. Вместе с традиционной Фотобиеннале он составляет главные выставочные программы первого в России фотомузея -- Московского дома фотографии. Юбилейный год по понятным причинам для МДФ не самый легкий. Как всегда, внушительный каталог программ фестиваля открывается письмом за подписью директора Московского дома фотографии Ольги Свибловой с просьбой о помощи: строящееся здание музея может не быть введено в строй в срок из-за отсутствия нормального финансирования. Даже при минимальной помощи на строительство музея имена добровольцев обещают увековечить на стенах нового дома.

На фестивале «Мода и стиль» самыми экстравагантными объектами в этот раз, конечно, будут ящики для сбора средств на завершение реконструкции...

Тем не менее программа все так же поражает воображение обилием выставок (их около семидесяти) и звездных имен. Благодаря постоянным спонсорам фестиваля MasterCard, Volkswagen, BSGV, Sony Ericsson, Prolab столичный статус большинству запланированных мероприятий обеспечен.

В соответствии с творящимися на планете непонятками выбор героев фестиваля оказался довольно экзальтированным и, если угодно, маньеристичным. Многие выставки-хедлайнеры так или иначе показывают жизнь на самых драматических поворотах истории. Символична в этом плане выставка-открытие феста «Легендарная Ли Миллер». В «Новом Манеже» можно увидеть фотографии подруги и единомышленницы известных сюрреалистов первой половины XX века Мана Рэя и Роланда Пенроуза.

Ли Миллер свою жизнь превратила в произведение радикального акционизма.

Успешная супермодель добровольно последовала в самое пекло второй мировой -- была свидетелем высадки американских войск в Нормандии, сопровождала пехоту в Европе, присутствовала при освобождении концлагерей. Работала как фронтовой фотограф. После войны запечатлела для Vogue известных героев мира искусства, от Пикассо до Тапиеса.

Другой художник, представленный в Новом Манеже, -- Пьер Жаан. Тоже из круга сюрреалистов, испытавших странную и страшную притягательность жизни в предчувствии второй мировой. До войны Жаан фотографирует Всемирную выставку (ту, где венчающие советский павильон мухинские «Рабочий и колхозница» в молчаливом поединке стояли напротив шпееровского павильона Германии). Во время войны создает сюрреалистическую сюиту: фотодокументацию разборки и переплавки для немецкого фронта парижских статуй. В 1946 году вместе с Жаном Кокто Пьер Жаан выпускает знаменитую книгу «Смерть и статуи». Третья выставка Манежа посвящена Натану Лернеру, еврейскому фотографу-авангардисту, мастерски запечатлевшему архитектуру и жизнь Чикаго периода Великой американской депрессии.

Второй блок хитов обещает программа «Мутации» в Московском музее современного искусства на Петровке. Она откроется в субботу. Западные и российские видеоартисты, фотографы и даже музыканты (среди которых классик концептуального перфомансизма Владимир Тарасов) исследуют новые возможности фиксации разных состояний пространства и времени в моменты изменчивости и нестабильности.

В последние дни марта в большом Манеже можно будет познакомиться с эталонными канонами современной фотографии моды и рекламы на примере творчества Ги Бурдена, Филипа Лорки ди Корсия, Жак-Анри Лартига.

Третьего апреля в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств на Гоголевском бульваре покажут эпическую выставку «60 лет истории дома Christian Dior в фотографиях». Много интересного можно будет узнать и о России времен махрового совка.

Апрельские хиты: персональные выставки Дэвида Линча в фонде культуры «Екатерина» (впервые этот взгляд в «закулисье» мастерской режиссера-мистика срежиссировал парижский Фонд Картье, в Москве экспозицию собираются повторить), Эрвина Олафа в ЦВЗ «Манеж», а также планирующаяся в галерее «На Солянке» экспозиция-экскурс по миру русского костюма в фотографиях XIX--XXI веков. Как обычно, привлекательны отечественные ретропрограммы, будь то «Сельский портрет 1920--1940-х годов» Панаса Ярмоленко (в галерее «Проун» на «Винзаводе»), «Возвращенное имя» знаменитого кинооператора и фотографа 1930--1950-х Марка Магидсона (с субботы в ММСИ на Петровке) или выставка о хулиганах 80-х (с конца марта, ЦВЗ «Манеж»).

В общем, хоть роскошь мира моды хрупка и подвержена всем непогодам, благодаря самоотверженности организаторов фестиваля запечатлеть ее в архиве культурной памяти получается.



Источник: "Время новостей" № 51, 27.03.2009,








Рекомендованные материалы



Дада Уильяма Кляйна

Не умея обращаться с камерой, Кляйн фотографировал все подряд, с любого ракурса и не всегда глядя в объектив. В результате крупное зерно, отсутствие кадрирования, объект, не попадающий в фокус, стали его художественным методом.


Последнее прибежище

Часть фотографической элиты, обвиняя Парра в цинизме, была против того, чтобы его приняли в агентство — он, дескать, не уважает своих моделей и у него отсутствует гражданская позиция.