Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

09.02.2009 | Город / Общество

Градостроительное презрение

Вопрос о переносе Третьяковской галереи представляется как районная проблема вроде открытия новой булочной

Те, кто верил  в очистительную силу кризиса, ошибались. Это видно по работе над разрушением Новой Третьяковки и ЦДХ на Крымском валу, ведущейся с новой силой. Проект перестройки знаменитого здания теперь увидеть может каждый: он выставлен в фойе Третьяковки на Крымском валу, Не только кризис в нашей стране не может иметь положительных последствий, но даже и новые законы, направленные на защиту прав граждан.

Вышел закон об общественных слушаниях, согласно которому жители и работающие в районе, где собираются нечто построить, могут против этого протестовать. И по этому закону вопрос о переносе национального достояния, Третьяковской галереи, касающийся  всех москвичей и россиян, представляется как районная проблема вроде необходимости открытия новой булочной.

Да и район оказался «удачный»: наполовину состоит из Парка Культуры и Нескучного сада - кусты и деревья голосовать не пойдут. Большую часть местного населения составляют  те,  кто заинтересован в деревьях и прогулках между ними. Именно поэтому усилия проектировщиков были брошены на красивую отрисовку нового озеленения – чтобы казалось, что все будет только лучше.

КАК ГОЛОСОВАТЬ 

Согласно закону об общественных слушаниях с 6 по 13 февраля жители и работники района «Якиманка» могут выразить свое согласие или несогласие с проектом перестройки треугольника с парком и зданием ЦДХ-ГТГ. Проект выставлен в фойе Третьяковки на Крымском валу, желающему проголосовать нужно иметь с собой паспорт или справку с места работы. Выдают анкету с номером, в нее нужно внести свои данные, и есть полстраницы места для развернутого объяснения мнения. Выставка работает с 10.00 до 20.00, 9 февраля – выходной. Потом, 24 февраля там же состоятся общественные слушания (регистрация участников с 17.00, слушания с 18.00.), на которых можно будет высказаться (только жителям, работникам и депутатам) перед телекамерами и свидетелями. Подсчет мнений на анкетах сложно поддается контролю, однако есть толстые регистрационные книги, которые вряд ли могут исчезнуть бесследно. Поэтому имеет смысл под росписью писать «против стройки» или, что может случиться с кем-то, «за стройку». Такое дополнение к подписи не поощряется, но и не воспрещается.

После слушания в течение недели можно будет направить письменные предложения, замечания и протесты в окружную комиссию.

Те, кто понимает, что такой проект чреват международным скандалом и могут ответственно заявить об этом: профессионалы, архитекторы, краеведы, искусствоведы, художники – они оказались прописаны не в этом районе.

Нарушение гражданских прав последовательно во всем. И в том,  как представлен голосующим проект: предлагают оценивать «кота в мешке». Центральный объект этой стройки –  здание на месте ЦДХ-ГТГ, примерно такое же по площади, но… высотой «до 17-этажей». Его функция голосующим конкретно не объясняется. Заметим, что на тех же планах до выставки оно обозначалось как «инвестпрограмма». К выставке изменили обозначение на «здание общественного пользования». Хоть так, хоть эдак, призывать голосовать за «нечто» - бесчестно. А вдруг там будет гигантский бордель или казино – вполне себе инвестпрограмма и общественное пользование? “Потом” протестовать бессмысленно - сами согласились.

Но соглашаться не стоит, пока не объяснят все.

Совершенно неясно также, как все это будет выглядеть. Проект выставлен на обозрение только в планах, нигде нет рисунка в объеме. Видимо, точка зрения с неба дана потому, что только Бог знает, что в конце концов получится. Мы уже хорошо знакомы с архитектурой последних 15 лет, и мнение о ней сложилось. Поэтому сам архитектурный облик здания публике не показывают, что весьма унизительно для голосующих и предусмотрительно со стороны застройщика – аборигены ЦАО выросли на гармонии старой застройки, и фальшь и бездарность уловили бы сразу. Не показано и здание в пейзаже, что обязательно для полноценной презентации проекта.

Кроме того, что у новой архитектуры нет образа, нет и реальной необходимости все это строить. Хотя Кузьмин, главный архитектор города, в своем интервью районной газете «Якиманка» дезинфоримирует фокус-группу, говоря, что перенос затеян по многочисленным просьбам работников ГТГ и ЦДХ. Конечно, какой культурный человек откажет музею.

Работники ГТГ всего лишь жаловались на то, что им не хватает места для хранения фондов. И порой сетовали на слишком большие вестибюли, думая о нехватке помещений для хранения. В итоге музей пострадает больше всех. По новому плану Третьяковка окажется фактически под мостом – такого оскорбительного места не доставалась ни одному музею в мире.

Здание музея сейчас похоже на минималистический Парфенон, как в античности – храм искусств посреди парка для уединенных размышлений о высоком. По новому проекту ГТГ будет нести функцию забора, заслоняющего от пыли, газов, шума и вибраций Садового кольца некую инвестпрограмму, укрывшуюся за музеем.

А все просьбы Третьяковки так и остались невыполненными. Так как внутренняя планировка будущего здания не представлена на обсуждение, неизвестно, будут ли дополнительные квадратные метры пригодными для музея, хранения и экспонирования. Когда возникнет вопрос, как пронести 5-метровую скульптуру в 2-метровый дверной проем, и выяснится, что никак, все равно придется пользоваться, тем что дали. Километры коридоров-лабиринтов и обилие тупиков в современной московской архитектуре давно обогнали по бессмысленности  «пространство ликования» советских вестибюлей.

Говорят, что вроде бы некоторые работники ГТГ желали разделить их с ЦДХ на два здания, а то ЦДХ затмевает «бренд» Новой Третьяковки. А также передвинуть поближе к метро. Такие слова для музейных работников кажутся вовсе невероятными - искусство не становится менее ценным вдалеке от метро, ездят и на другой конец света, чтобы посмотреть на одну картину.

В проекте по-прежнему Третьяковка и ЦДХ расположены в монолите, только в виде перекошенной буквы «Г». И ЦДХ опять ближе к метро. А забор стройплощадки на долгие 5 лет, а может, и дольше, окончательно преградит доступ к музею.

Галерею не так поняли. Или просто не хотели понять. Можно было обойтись без такого унизительного переезда, а переезд, как известно хуже пожара, особенно для музейных ценностей. Дополнительные площади для музея могли быть получены путем реконструкции здания, что было бы намного экономней. Был, например, разработан план реконструкции части здания, принадлежащей ЦДХ. По нему вместо имеющихся сейчас 24 000 кв.м ЦДХ мог бы получить до 45 000 кв. м. И обошлось бы это около 350 000 долларов. Проект был представлен к рассмотрению, и – отклонен. Вместо реконструкции затеяли стройку  стоимостью в несколько миллиардов долларов.

Зачем такая растрата в кризисное время? Да потому что реально помочь музею – это благотворительность, а сдвинуть музей, кинуть ему неравноценный кусок недвижимости взамен, и построить огромное здание себе – это выгодно инициаторам стройки. В уродливом гиганте «Имперского дома», который успели воткнуть в этот зеленый треугольник до появления общественных слушаний, квартиры стоят от 25 000 до 35 000 долларов за квадратный метр.

Что получат инициаторы этого проекта, понятно. Что же получат жители города, кроме позора национального музея? Стройка новых зданий ЦДХ-ГТГ в течении 5 лет наполнит их легкие строительной пылью, будут курсировать тысячи грузовиков, увозящие строительный мусор и привозящие стройматериалы. Затем начнется вторая очередь стройки, сроки которой не оговариваются. Парк на все это десятилетие, а то и больше, будет частью недоступен, а частью непригоден для прогулок с детьми и отдыха жителей района. Обещания блондинок, приставленных к выставочным стендам для разъяснений голосующим, что парк всегда будет открыт для публики, выглядят неубедительными. «Всегда», кроме периода стройки, а потом – в зависимости от того, кто займет это здание. Но уже сейчас оно похоже на внутренний дворик.

Манок в виде подземной парковки – стандартен. Но надо понимать, что огромную парковку под большей частью территории парка займет полностью огромное количество машин пользователей огромного здания  в 17 этажей. Приток машин увеличится многократно, парализовав автомобильное движение на и без того сложном участке города.

Если копнуть, а выемка неблагополучного песчаного грунта на берегу реки будет произведена серьезная, можно докопаться и еще до одного эффекта от парковки. Углубление в почву создаст угрозу оползней, фундаменты всякого старья вроде дома купца Третьякова и близлежащих неисторических домов могут дать трещину. Проголосовавшие за проект жители района в таком случае будут расселены из аварийных домов, а элитная застройка территории продолжена.

Также нужно отметить на плане притаившийся под цифрой «5» подземный торговый центр, расположенный под Садовым кольцом между ЦПКИО и входом в будущую ГТГ. Помимо неуместности торговой точки среди искусства, культуры и отдыха, мы уже знаем, как приток посетителей торговых центров блокирует движение. Уже есть «Атриум» на Курской, уже стоят пробки на Павелецкой, хотя магазин еще строится. Со стороны властей крайне недальновидно продолжать повторять ошибку размещения моллов в центре города, но кажется, что они действуют по схеме «после нас – хоть потоп». 

 

 











Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»