Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

03.02.2009 | Музыка

Ленинградский деревянный

Сергей Шнуров презентовал проект «Рубль»

В самый канун Нового года, 30 декабря, состоялся первый московский концерт группы «Рубль» -- нового и теперь единственного проекта Сергея Шнурова. В ту же пору музыкант отменил намеченные на февраль концерты «Ленинграда» и заявил о роспуске группы, став главным музыкальным ньюсмейкером последней недели уходящего года. В отличие от «Ленинграда», в состав которого входило около пятнадцати человек, его новый «кризисный» (по определению Шнура) проект «Рубль» включает всего четырех -- помимо него самого, это давние соратники по «Ленинграду» -- клавишник Андрей Антоненко, гитарист Константин Лимонов и ударник Денис Можин.

Матерщинный «Ленинград» был одной из самых народных групп: вначале команда играла музыку для интеллигентских кабаков, став известной -- «для миллионов».

Не потеряв гуманитарной аудитории, видевшей в нецензурных опусах Шнурова талант меткого афориста и критика современности, «Ленинград» увлек весьма широкую аудиторию -- от офисных служащих до лоточников.

Концерты «Ленинграда» запрещали в Москве, но под его песни плясала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

Неудивительно, что в минувшую пятницу довольно маленький зал «Икры» был под завязку набит самой разной публикой -- от подвыпивших молодых людей в потертых свитерах, кричавших «Слава России!», до представителей культурного бомонда, например, режиссера Сергея Соловьева и автора книжки о Шнурове Максима Семеляка.

Публика скандировала «Ленинград!», но Шнуров был непреклонен: «Поздно!» -- говорил он, продолжая исполнять новый, «рублевский» материал, которого оказалось на удивление много. За полтора с небольшим часа «Рубль» исполнил примерно тридцать песен, каждая из которых длилась минуты по три -- по всем канонам панк-рока, к которому новый шнуровский проект можно безоговорочно отнести.

На сцене Шнур отыгрывает знакомый образ: брутальный алкоголик-гуляка, любитель женщин, одинаково истово он может проорать в микрофон слово «п...ц» и слово «любовь».

Но и без злободневности не обошлось: в одной из самых известных на сегодня песен «Рубля» «Ничего нового» поется, в частности, про ЖЖ, и про то, как «на бабло меняем свободу». Как ни курьезно, ровно та же эстетика довольно метко выражена в песне Высоцкого «Разные интеллекты», которую Шнуров готовил для фестиваля «Чужая колея» и перепел в «Икре»: «У ребят широкий кругозор/ От ларька до нашей бакалеи».

Конечно, в плане музыки и зрелищности «Рубль» -- куда менее внушительное действо, чем многолюдный «Ленинград» с его духовой секцией, эффектной бэк-вокалисткой и прочими шоу-составляющими. (Шнуров на концерте выразился так: «тут музло такое -- жужжит и жужжит».) Зато в «рублевских» скорострельных трехминутках с грязным и жестким гитарным звуком чувствуется какая-то настоящая, сырая правда. Стоит только посмотреть на то, как взмокший и лохматый Шнур в майке-алкоголичке скачет по сцене, на пару со вторым гитаристом извлекая из своих гитар какие-то примитивные, неуловимо-знакомые хард-роковые аккорды. Казалось, вот сейчас зазвучит Smoke Under Water или Шнуров заголосит Ангусом Янгом.

После концерта «Рубля» понимаешь, что для его создателя новый проект не знак слабины и не профанация.

Думается, не только кризис заставил Шнура распустить «Ленинград». Просто, чтобы вернуться к сути, ему надо было отбросить старое и начать все сначала -- повысить градус протестности и агрессии, в первую очередь за счет подачи.

Пусть даже ради этого придется потерять часть массовой аудитории. И хотя место главного панк-нонконформиста, вакантное после смерти Егора Летова, этот музыкант вряд ли займет -- все-таки Шнуров куда более медийный персонаж, не скрывающий своих меркантильных интересов, но он определенно в числе тех людей, которым и в которых хочется верить.



Источник: "Время новостей" № 16, 02.02.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
14.04.2021
Музыка

Буги, кантри, хонки-тонк

Джон Адамс определён аналитическим музыкознанием в компанию композиторов-минималистов, и продолжает конструировать внутри неё свой обособленный джонадамсовский мир. Делает это легко и играючи – достаточно посмотреть на названия его пьес. Здесь и «Фанфары для поездки по вековому лесу на быстрой машине», и «Книга несуществующих танцев Джона». «Must the Devil Have All the Good Tunes?» («Должен ли дьявол иметь все хорошие мелодии?») – его новый концерт для фортепиано с оркестром.

Стенгазета
12.04.2021
Музыка

Удар по обеим щекам

Дуэт Ic3peak (Анастасия Креслина и Николай Костылев) стал настоящим открытием. Взяв за основу витч-хаус, они сочинили про себя сказку, а своими текстами попали в политическую повестку. Они наносят на лица толстый слой белого грима, красят губы в черный цвет, криповато улыбаются, но при этом выглядят безэмоционально. Так же холодно и отстраненно, в каком-то запредельно высоком регистре звучит и голос Насти.