Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

09.06.2008 | Архитектура

Жильё не моё

Открылась Московская биеннале архитектуры

Итак, случилось. Стартовала I Московская международная биеннале архитектуры, о чем мы и предупреждали. Тогда автор этих строк сильно посерчал по поводу того, что проходящая в тринадцатый (несчастливый) раз, но включенная в официальную программу дебютировавшей биеннале выставка архитектуры и дизайна "Арх Москва" - коммерческий, в сущности, продукт, занявший два этажа Центрального дома художника, одной из главных площадок биеннале, - ей не способствовала к украшенью.

Теперь бенефис светильников и кресел завершился, а прочие проекты остались в том же ЦДХ, холлах Третьяковки на Крымском Валу и в Музее архитектуры. И они без гламурной соседки заиграли в полную мощь.

Хотя и на "Арх Москве" при ближайшем рассмотрении обнаруживались занятные стенды, справедливо награжденные дипломами жюри. Не нужно было плутать по лабиринту выставочных стендов, больше похожих на стенды ярмарочные, торговые, чтобы понять, что "Лучшей архитектурной экспозицией" будет признана инсталляция "Проектной группы Савинкин/Кузьмин" с монументальным бронзовым макетом непонятно чего и трепетным, большим, но эфемерным парусом-шатром рядом: контраст материалов работает безотказно. И что лучезарные прозрачные конструкции Тимура Башкаева ("Проект многофункционального гостинично-офисного комплекса над Московской окружной железной дорогой") будут объявлены "Лучшим дизайн-объектом": солидное пространство, синий ковер на полу в пандан фирменному дизайну выставки, светящиеся модели - что еще надо?

Непонятно, зачем надо было хорошим архитекторам (тут надо еще упомянуть Сергея Скуратова с проектом реконструкции района "Хамовники") влезать в это торжище, своими талантами цементируя блескучее разнообразие "Арх Москвы".

Однако она закончилась. А в сухом остатке в ЦДХ остались, например, так называемые "Российский" и "Международный" павильоны биеннале. Это никакие не павильоны, а отдельные пространства, раскиданные по городу. Причем блистательно придуманные и продуманные. Опять хочется повторить, что безвкусные красоты "Арх Москвы" помешали сосредоточиться на главном. А главное оказалось вытеснено на улицу, в подколоннадное пространство. Это значит, что даже не надо входить в ЦДХ, обходишь его здание слева - и там проекты "Архитекторы" и "Города". Имитация библиотечных столов, альбомы для листания, допотопные светильники, созданные позавчера.

Куратор биеннале голландец Барт Голдхоорн, издатель русскоязычного журнала "Проект Россия", для биеннале придумал тему "Как жить". Его очень волнует проблема массового жилищного строительства в России. Он даже с европейской рациональностью написал манифест к биеннале. И это поразительный текст. Тут все рассчитано: "Как жить", "Как строить", "Ошибочная стратегия", "Как двигаться вперед" с конкретными тезисами типа "Провести реформу строительной индустрии" или "Финансировать пилотные проекты". Это такая программа градостроительства, настолько серьезная, что даже В.Ю.Сурков открывает каталог биеннале своим посвящением-обращением. В общем, "нацпроект".

Но при этом Голдхоорн придумал эти библиотечные столы с западными проектами массовой застройки для того, чтобы мы, русские, учились по ним.

Ходишь - и радуешься. Потом слезы накатывают на глаза.

На мои искусствоведческие глаза слезы накатились по причине блистательно сделанной инсталляции, где минимализм в форме дополнен массой содержания. Ну, черт побери, почему возможно так во Франкфурте, Стокгольме, Утрехте - а в Москве нет аналогов? Нет, нет, нет... И все эти фотки и видео выставлены на открытом воздухе, в скупой, но емкой форме. А у нас - "Арх Москва", не к ночи будь помянута.

Наши архитекторы оттянулись по полной программе в Музее архитектуры, на выставке со странным названием "Персимфанс" (диплом "За лучшую экспозицию в Российском павильоне. Номинация "Искусство инсталляции"). Имеется в виду Первый симфонический ансамбль Моссовета, оркестр 1920-х годов, выступавший без дирижера. Это тоже выставка без куратора и без несущей идеи. Хотя куратор был - директор МУАРа Давид Саркисян. Но он в качестве завхоза принимал произведения архитекторов, почувствовавших себя художниками. Эти работы - тоже про жилье, но про то, которое никогда не может быть реализовано. Ну, например, Юрий Аввакумов из костяшек домино построил "Костяной мавзолей" - кости, мощи, привет Щусеву. А вот Евгений Асс и сын его Кирилл скропали видео, посвященное предку Виктору Ассу, советскому архитектору: в доме, который оный спроектировал, они живут до сих пор. И так весь "Персимфанс". Без дела, но очень трогательно.

Мы не строим. Мы продаем. А в свободное время развлекаемся. Поэтому на вопрос расчетливого голландца "Как жить" пока отвечаем: "Так жить нельзя".

Нет у нас доступного и качественного жилья. И никого это не колышет. Хороший результат для Первой архитектурной биеннале. Хоть что-то конкретно сформулировалось.

И в принципе получилось.

Биеннале продлится до 22 июня. И про отдельные ее проекты мы еще напишем. И рифмующуюся с Биеннале выставку архитектора Асса. Не прощаемся.



Источник: "Культура" № 21, 05.06.2008,








Рекомендованные материалы



Топ года. Московская архитектура

Многие городские новости 2017 года были связаны не столько с архитектурой, сколько с политикой, общественным мнением, большими деньгами и другими аспектами, которые неизбежно усложняют обсуждение собственно архитектурных достоинств того или иного проекта. Но на фоне общего ажиотажа вокруг массовой застройки, были и более спокойные и позитивные архитектурные новости.


Московские окна

Для Москвы 2014 год был не слишком богат на реализованные постройки, тем не менее, мы отобрали 10 проектов, завершенных в этом году. В списке постройки самых разных типологий - жилые дома и офисы, гостиница и стадион, новое строительство и реконструкция, небоскребы и жилье экономкласса.