09.06.2008 | Литература
Клайв Стейплз Люьис«Хроники Нарнии» остаются самым популярным детским чтением в англоязычном мире, опережая и «Хоббита», и «Гарри Поттера»
Из трех сказочных миров, созданных Толкиеном, Роулинг и Льюисом, Нарния Льюиса в наименьшей степени самодостаточный, замкнутый мир, в который можно погрузиться, в котором можно жить, с персонажами которого можно отождествляться. Любители «Хоббита» превращаются в толкинистов; любители «Поттера» нацепляют круглые очки, а любители Льюиса никуда не погружаются и никого не изображают – и тем не менее, «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса по большинству опросов остаются самым популярным детским чтением в англоязычном мире, опережая и «Хоббита», и «Гарри Поттера». То есть книги Льюиса по-прежнему играют ту роль, которую он им назначил, - роль посредника, роль проводника к чему-то иному, расположенному уже за пределами самих книг. Это «что-то иное» не обязательно будет религией – оно может оказаться и просто чтением: детские книги Льюиса чаще всего называют и в ответ на вопрос «Какая книга приохотила вас к чтению?».
Книги Льюиса удерживают тот посреднический, неокончательный, переходный к чему-то иному способ чтения, который делается все более редким, вытесняемый двумя другими способами – потребительским («прочитать и забыть») и культовым («прочитать и больше не читать ничего другого»).
Клайв Стейплз Льюис родился в 1898 году в Ирландии, в 10 лет приехал в Англию учиться (хотя весь мир привык видеть в нем англичанина, он писал о своих первых впечатлениях от Англии – «голоса со странным английским акцентом, звучавшие вокруг, казались голосами демонов, а ужаснее всего был английский ландшафт»). В 1916 году он стал студентом Оксфорда, в следующем году отправился на фронт, был ранен, в 1918 году вернулся в Оксфорд, где и проработал до 1954 года; пока не получил место профессора в Кембридже. Умер он в 1963 году.
Центральным событием его жизни стало обращение в христианство в 1931 году. Как он написал в своей духовной автобиографии, "Когда мы отправлялись в зоопарк Уипснэйд, я не верил, что Иисус Христос есть сын Божий, но когда мы пришли в зоопарк, я верил".
Он написал очень много. Его книги можно разбить на четыре группы. Академические труды о Средневековье и Возрождении (ставшие классическими, но, к сожалению, малоизвестные у нас) – «Аллегория любви», «Предисловие к «Потерянному раю» Мильтона», «Отброшенный образ». Апологетические трактаты и притчи – «Просто христианство», «Страдание», «Расторжение брака», «Письма Баламута» и др. Фантастика для взрослых – «Мерзейшая мощь», «За пределы безмолвной планеты», «Пока мы лиц не обрели». И наконец, семь сказок «Хроники Нарнии» - «Лев, Колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Плавание «Утреннего путника»», «Серебряное кресло», «Конь и его мальчик», «Племянник чародея» и «Последняя битва».
Его трактаты, притчи и сказки в прекрасных самиздатских переводах – стараниями, прежде всего, Н.Л. Трауберг – стали важной частью христианского чтения для интеллигенции 1970-1980-х годов. У Льюиса не так много запоминающихся образов и фраз – но один образ, безусловно, запомнили все, кто читал его лучшую книгу – притчу «Расторжение брака»: образ серого, призрачного ада и алмазно-твердой травы в раю. Эта антитеза точно отвечала мирощущению многих позднесоветских читателей Льюиса – убогая советская нереальность вокруг и тоска по недоступной алмазной подлинности.
Многие считают, что популярность Льюиса-проповедника говорит о богословской безграмотности его читателей. Может быть, они и правы. Но важнее другое: Льюис обращается к людям, для которых что-то значат убеждение и рассуждение, а не только физическое и духовное битье по голове.
Поэтому его популярность свидетельствовала и свидетельствует прежде всего о гуманности и мягкости нравов в среде его читателей.
Олеша в «Трех толстяках» описывает торт, в который «со всего размаху» случайно садится продавец воздушных шаров. Само собой разумеется, что это не просто торт, а огромный торт, гигантский торт, торт тортов. «Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема, цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства».
В этом уникальном выпуске подкаста "Автономный хипстер" мы поговорим не о содержании, а о форме. В качестве примера оригинального книжного обзора я выбрал литературное шоу "Кот Бродского" из города Владивостока. Многие называют это шоу стенд-апом за его схожесть со столь популярными ныне юмористическими вечерами. Там четыре человека читают выбранные книги и спустя месяц раздумий и репетиций выносят им вердикт перед аудиторией.