В рамках "Международной музейной ночи", традиционно проводящейся 17 мая, в Красноярском музейном центре (до 1993 года являвшемся ленинским мемориалом) открылась выставка "Будущее зависит от тебя. Новые правила". Красноярск стал уже вторым после Владивостока городом, принимающим один из самых масштабных российских выставочных проектов последних лет. Сотня работ самых известных современных художников из Москвы и Петербурга в течение года показывается в восьми крупных городах (от Владивостока до Калининграда, то есть от Тихого океана до Балтийского моря), что, таким образом, должно приобщить регионы к столичному актуальному искусству. Несколько странноватое название проекта объясняется очень просто. "Будущее зависит от тебя" - слоган генерального спонсора компании "МегаФон", "Новые правила" - название фонда, предоставившего на выставку произведения из своей коллекции. Но это еще и любимые выражения продюсера проекта, его идеолога и инициатора Пьера-Кристиана Броше, генерального директора российско-французского издательства "Авангард", известного прежде всего русской версией знаменитой серии путеводителей "Petit Fute". Броше более 15 лет живет и работает в Москве и является обладателем одной из самых крупных коллекций российского актуального искусства. Ее прошлогодняя демонстрация в Московском музее современного искусства (кстати, та выставка тоже называлась "Будущее зависит от тебя") заняла все четыре этажа музея. Тот первый выставочный опыт и сподвигнул коллекционера, почувствовавшего себя куратором, на нынешний мегапроект. О подробностях мы расспросили самого Пьера-Кристиана БРОШЕ.
- В чем смысл этого гигантского проекта, и как вам пришла в голову сама идея передвижной выставки, охватывающей всю Россию?
- Задача проекта очень простая: продемонстрировать одновременно свою любовь к современному искусству и к России, тем ее регионам, которые я хорошо знаю как издатель путеводителей "Petit Fute" с десятилетним стажем. Выставка моей коллекции в московском Музее современного искусства и страсть к путешествиям - вот две причины создания проекта, соединившего то и другое. Я был во всех тех городах, в которых мы показываем нашу выставку. Я знаю, что там нет музеев современного искусства, и никто не знает, что это такое. И вот я решил, используя мой московский кураторский опыт, сделать такой маленький передвижной музей contemporary art и представить его в главных региональных центрах. Как только человек поймет, что это уже давно не подпольная культура, что современное искусство - это модно, это мировая тенденция и его просто лишили необходимой составляющей жизни, а последняя страна, где это не понимают, - именно Россия (по разным историческим причинам), все изменится. Так что достаточно простая история: я хочу разделить с жителями провинции свою любовь к искусству.
- То есть это по-своему интимный, личностный проект?
- Работы подбирал я лично. Сначала думал просто показать свою коллекцию, повторив московскую выставку с ее четырьмя разделами "Москва. 1984 - 1994", "Санкт-Петербург. 1989 - 2007", "Возрождение живописи. 1996 - 2007" и "Не-живопись. 1996 - 2007". Но потом понял, что поскольку в регионах вообще не знают, что такое современное искусство, то это деление будет слишком абстрактным и частным. В Москве был представлен взгляд одного коллекционера, пытающегося систематизировать свое собрание по хронологии и по технике, а в провинции нужен, как я сказал, именно мини-музей. Пусть маленький, не больше ста работ, но строго структурированный по направлениям, темам и общим принципам, распространенным в современном искусстве. Так создались разделы более философские: "Идея", "Пародия", "Тело", "Революция", "Неоклассика", "Психоделия" и "Социальность". Моего собрания для полноценной реализации подобного проекта недостаточно. Надо показать приятные масштабные работы российских художников, вышедших по значимости на мировой уровень. В итоге родилась настоящая музейная выставка куратора, а не бахвальство удачливого собирателя. Такой выставки, которая объездила бы всю Россию, просто не было раньше. Нашей задачей было показать, с чего нужно начинать знакомство россиян с их актуальным искусством: вот признанные звезды, вот объяснения к каждой работе, вот каталог с подробными биографиями авторов, цитатами из прессы и даже словарем терминов в конце, вот видеодокументация главных выставок последних лет, передающая дух мировой тусовки contemporary art, ее стиль жизни. Это как в музыкальной школе: сначала Моцарт и Бах, потом уже Дебюсси, и только потом авангардист Пьер Булез. Так что наша выставка - курс для начинающих.
- Так что это скорее образовательный, просветительский проект, а не амбициозное "интеллектуальное приключение", как сейчас принято на сборных выставках?
- Приключение в том, что экспозиция ездит по всей стране, и я не знаю, как на нее будут реагировать зрители. Мы - новые "передвижники". Но если в XIX веке художники сами устраивали выставки и колесили по России, то теперь функцию организатора берет на себя коллекционер, который хочет разделить со зрителем свою любовь к искусству. Это не самореклама. Это приглашение к общению, к тому же, как уже сказал, я не показываю на выставке свои вещи. Все чисто.
- А кому все-таки принадлежат работы, которые демонстрируются на выставке?
- Фонду "Новые правила. Коллекция современного искусства", который специально был создан для того, чтобы приобрести эти работы и показать их в регионах. Все работы куплены, потому что ни один художник и ни одна галерея за полтора года, пока готовился наш проект, не предоставили мне ни одной вещи для временного использования. Я понял, что ничего нельзя взять напрокат. Так мы с коллегами-партнерами создали эту новую коллекцию современного искусства буквально за четыре месяца. Но мне лично она не принадлежит. Это коллективная собственность. После завершения выставочного тура мы хотим сделать несколько проектов за границей. Коллекция обязательно будет пополняться. Может, кроме звезд, станем заниматься молодыми авторами. В общем, это фонд, компания, но некоммерческая, поскольку мы приобретаем, а не продаем. Если вы хотите спросить о каких-то подводных течениях, хитростях и интригах, отвечу сразу: их нет. Это можно назвать корпоративным собранием, но только не банка, а вложивших личные деньги четырех любителей искусства, чьи имена мне пока не хотелось бы называть. Что же касается названия фонда - "Новые правила", - мы имеем в виду связь денег и культуры, а в этой связи нет ничего плохого, на наш взгляд. И мы заявляем об этом открыто: искусство требует поддержки от частных лиц, от коммерсантов, от крупных компаний.
- А компания "МегаФон", чей слоган вы используете в названии выставки, приняла финансовое участие в создании коллекции?
- "МегаФон" принял участие в финансировании проекта на уровне организации, что немаловажно: у нас общий вес одних экспонатов составляет более двух тонн. Но сама компания не собирает искусство и, насколько я понимаю, пока не собирается этого делать. Она раскручивает свой бренд, что вполне логично, однако используя современное искусство, а не поп-звезд. Для нее это тоже риск в стране, где подобное искусство не поддерживается государством. И мы решили доказать, что на частном уровне можно сделать масштабный проект. "МегаФон" чувствовал себя очень комфортно, как настоящая западная корпорация, для которой поддержка современного искусства - привычное дело. Так что наш проект уникален: в России впервые соединились частные любители искусства и серьезный меценат, который играет по международным правилам, финансируя contemporary art.
- Меня больше всего интересует проблема аудитории вашего проекта. Как вы сказали, он адресован самой широкой публике. Но не до такой же степени широкой, чтобы показывать работы музейного уровня в аэропорту, как это будет в Новосибирске в аэропорту "Толмачево"...
- Многие художники вроде Павла Пепперштейна, Олега Кулика, группы "АЕС+Ф" или Владислава Мамышева-Монро, к счастью, стали медийными персонажами, героями глянцевых журналов, которые обычно и листают авиапассажиры в ожидании рейса или в самолете. К тому же самолеты - дорогое удовольствие, а мы будем показывать часть работ в VIP-залах. Для богатых людей приобщение к современному искусству - шанс подняться на другой социальный (а не финансовый) уровень. "Новые правила" - это новые формы общения, новые знакомства, определенный элитарный круг. Достаточно открыть дверь в галерею - и ты оказываешься в другом мире. Искусство дает возможность общаться со звездами кино, олигархами или просто знаменитостями. И это мы имеем в виду в своем проекте, устраивая закрытые вернисажи накануне обычного открытия выставки. Но главная наша аудитория - региональные студенты, художники, журналисты, просто постоянные посетители музеев. Да, многие люди не понимают того, что мы показываем, а молодежь в восторге. Но я не берусь разрешить конфликт "отцов и детей".
И опять возвращаясь к аэропорту. Все новосибирские музеи по разным причинам отказались принять нашу выставку этим летом. Владелец аэропорта, точнее один из его акционеров, покровительствует современному искусству. Вот так и начали работать наши "Новые правила" - идея стала реальностью. К тому же современное искусство помогает снять стресс перед полетом. Так что я считаю, что выставка в аэропорту выполнит важную социальную функцию.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.