Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

23.05.2008 | Арт

Сладкая соль маньеризма

Искусство Трушевского так эфемерно, что кажется неуместным в рамках товарно-денежных отношений арт-рынка

Инсталляция "Сладкое" Ильи Трушевского в зале "Инкубатор" RIGroup Мультимедийного комплекса актуальных искусств (он же - "Московский Дом фотографии") в ЦСИ "Винзавод" уже во время открытия вызывала проблемы технической сохранности из-за наплыва посетителей. А когда в "Ночь музеев" в зал ломанулись сотни зрителей, находящихся в состоянии преждевременной эйфории от встречи с прекрасным, существование работы оказалось на волоске. Хотя Трушевский - гений технологии, он моделирует ситуацию, когда органика сплетается с механикой, а инженерная расчетливость - с неподдельным лиризмом.

Почти всякий его проект включает в себя непроизвольность конечного результата: то географическая карта прорастает каким-то бактериальным мхом, то из подвешенного под потолком окна вагона метро льется черная липкая жидкость, превращая галерею в трагически красивую помойку.

За это сочетание несовместимого Трушевский чуть не получил премию "Инновация" в этом году, зато заслужил не менее почетную награду - премию "Соратник", которую вручали буквально через два дня после открытия "Сладкого", только не на "Винзаводе", а на "АРТСтрелке". Премия скромнее - 101 доллар, зато лауреат выявляется самими художниками, а не критиками, музейщиками и искусствоведами. Илья вошел в четверку звезд наряду с Андреем Монастырским, Сергеем Братковым и Борисом Орловым - вроде бы несовместимыми по комплекции с молодым автором мэтрами. Цех принял его на ура. И, вероятно, именно по причине "отвязности" бывшего технаря, переквалифицировавшегося в гуманитария. Сложное в производстве искусство Трушевского настолько эфемерно, что кажется совсем неуместным в рамках строгих товарно-денежных отношений арт-рынка.

А он и плюет на арт-рынок с высокой колокольни эскапизма, а с нее, высокой, лучше видны и вся история мировой культуры, и нынешнее ее состояние. Проект "Сладкое" предъявляет это глобальное и одновременно фасеточное зрение. Оттого он очень хрупок - и масштабен одновременно.

Вот представьте: 150 литров средства для мытья посуды "Фейри", фонтан для новорусской усадьбы "Ниагара", имитирующий водопад, но водой мерзкого клубничного цвета, пошлые мыльные пузыри, несколько тонн сахара и соли, перемешанных на полу, и живые черепахи, украшенные стразами, в стеклянных аквариумах.

А также потрясающий текст куратора проекта искусствоведа Сергея Хачатурова, который встраивает этот дерзкий в своей прямолинейной простоте современный китч в культурологический контекст. С воспоминаниями о маньеризме, старинных гротах, религиозной символике земноводных и ушедшей гармонии ренессансного видения мира. Однако читать этот лаконичный, но емкий экскурс в историю мировой эстетики и даже философии приходится, утопая в дюнах страшного белого порошка на полу. Тут Гоббс со своим Левиафаном перемешан с Херстом, а ближайший подвальный магазин "1000 мелочей" - со спецмастерской по декорированию усадеб на Рублевке. Сохранить в целостности этот коктейль очень сложно. Илье Трушевскому и Сергею Хачатурову это удалось - пока публика не повалила валом.



Источник: "Культура" № 19, 22-28.05.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
17.09.2019
Арт

Наивный Пушкин

Художник Владимир Трубин пишет многофигурные композиции, где Пушкин беседует с казачкой Бунтовой, покупает жареных рябчиков вместе со слугой Калашниковым и участвует в дуэли с Дантесом. Поверх изображений Трубин пишет тексты от руки, подробно рассказывающие, что происходит на картине.

Стенгазета
11.09.2019
Арт

Ночное зрение Лоры Б.

Тем, кто не знаком с картинами Белоиван, но читал её рассказы, в выставке не раз аукнутся истории Южнорусского Овчарова — но это не иллюстрации, а самодостаточные сюжеты. В очереди к врачу сидят насупившиеся кошки и собаки, обняв своих приболевших людей, летним вечером морское чудище перевозит людей с острова на остров