24.03.2008 | Архитектура / Город
Советское не значит худшееК сохранению архитектурного наследия подключились два новых проекта
«Москонструкт» и «Соварх» -- такие ностальгические названия носят два проекта, стартовавшие в этом году и посвященные советской архитектуре. Это, если пользоваться чиновничьим языком, инициативы снизу.
Проект «Соварх» создали московский краевед Денис Ромодин и петербургский архитектор Александр Стругач. Они называют свой проект «первым некоммерческим электронным ресурсом, посвященным архитектуре СССР и социалистической архитектуре других стран мира». «Соварх» -- это прежде всего электронный каталог построек, а также новости, статьи, информация об архитекторах и проектных организациях. Сайт вырос из одноименного сообщества в «Живом журнале», его участники (а их почти 1000) вывешивали сообщения на самые разные темы, в основном это информация об объектах, причем не только всем известных. Участники скорее не информировали, а делились -- своими знаниями, беспокойством, болью. Уничтоженный элегантный ресторан «Олень» в курортном Зеленогорске близ Петербурга, концертный зал «Фестивальный» на берегу Черного моря в Сочи (принято решение о сносе), таможня на советско-финской границе -- вот некоторые темы форумов.
Показательно, что внимание «Соварха», вернее, его участников приковано не только к наиболее раскрученным периодам советской архитектуры -- русскому авангарду и сталинской неоклассике, но и к архитектуре конца 50--80-х годов.
Этот слой нашей архитектуры сегодня объявлен ненужным, постройки не находятся на охране, поэтому даже знаковые здания эпохи оттепели и застоя планомерно сносятся. Происходит это по инициативе властей, при полном одобрении большинства горожан, ведь ностальгия по всему советскому не распространяется на «эти унылые коробки».
Правда, то, что появляется на месте снесенного, заставляет многих пересмотреть отношение к советским зданиям. Элегантная стекляшка гостиницы «Интурист», поставленная с отступом от красной линии Тверской, сегодня уже не кажется такой ужасной. На ее месте построили новое здание -- сундук с гигантской стекляшкой на крыше и еще более огромным козырьком перед входом.
В общем, получили не роскошь (а теперь в центре должна быть только роскошь) в европейском понимании, а карикатурный Лаг-Вегас у стен Кремля.
Еще из уничтоженного или приговоренного к сносу лебединая песня застоя Дом политпросвещения на Трубной площади, гостиницы «Спорт», «Россия», «Минск» (кстати, одно из последних модернистских зданий на Тверской), Аэровокзал с двумя гостиницами на Ленинградке, чудо конструктивной мысли -- Черемушкинский и Бауманский рынки (последний даже не пришлось сносить, упал сам). Вымывается из города советская архитектура и более раннего времени, например постконструктивистский институт курортологии на Новом Арбате. Это был, конечно, не шедевр, но один из элементов, формировавший разнообразную среду этого квартала: подряд шли три дома 50-х, 30-х, 60-х годов. Теперь вместо тридцатых будут нулевые.
Можно спорить об эстетической ценности всех этих построек, но факт остается фактом: целый пласт советской архитектуры без всякого общественного обсуждения исчезает.
По-новому осмыслить наследие XX века пытаются и в «Москонструкте». Это совместный проект Московского архитектурного института и римского университета Ла Сапиенца, осуществляемый при финансовой поддержке Европейского союза. Казалось бы, что нового можно узнать про архитектуру конструктивизма? Но если о состоянии памятников 20-х говорится постоянно, то о том, что происходит с рядовой застройкой, мало известно.
В каком состоянии находятся (и вообще существуют ли) огромное количество административных зданий, жилые поселки, общежития, производственные постройки, оставшиеся в книгах и журналах времен индустриализации? Необходимо понять, что же все-таки надо защищать и охранять. Потому первым делом начали собирать базу данных. Собранная информация в виде карты будет выложена в Интернете.
В рамках «Москонструкта» будут проводиться семинары для студентов, а главное, будет проведен конкурс среди московских и римских студентов на лучший проект включения одного из зданий эпохи русского авангарда в современную городскую среду. То есть будет разработан не просто проект реконструкции, но и оживления городской среды.
Почти одновременное появление «Москонструкта» и «Соварха» показательно.
Видимо, настало время не просто инвентаризации, но и осмысления советской архитектуры, выработки более цивилизованного подхода к обращению с ней.
Работа будет вестись и в виртуальном пространстве, и в научной среде, и непосредственно на объектах, на улицах. Так, в рамках «Москонструкта» будет проводиться работа с местными жителями, чтобы узнать их отношение к этим постройкам. «Соварх» планирует проводить экскурсии, посвященные советской архитектуре, будут и совместные акции двух проектов.
Примечательно: оба проекта не инициированы и не финансируются ни государством, ни официальными структурами. Агенты «Соварха» самостоятельно занимаются сбором и обработкой информации без всякой финансовой поддержки. «Москонструкт» поддерживается Евросоюзом, а инициирован итальянским университетом.
Снос во Владивостоке «архитектурного» корпуса Политехнического института, который начался в декабре 2018 года, стал поводом для одной из самых громких дискуссий об архитектуре в городе. Причина для сноса – строительство межмузейного комплекса, среди участников проекта называют Третьяковскую галерею, Мариинский театр, Русский музей, а также Эрмитаж и Музей Востока.
Многие городские новости 2017 года были связаны не столько с архитектурой, сколько с политикой, общественным мнением, большими деньгами и другими аспектами, которые неизбежно усложняют обсуждение собственно архитектурных достоинств того или иного проекта. Но на фоне общего ажиотажа вокруг массовой застройки, были и более спокойные и позитивные архитектурные новости.