Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.05.2008 | Архитектура / Город

Возвращение петербуржцев

Персональная выставка архитекторов Сергея Чобана и Евгения Герасимова

   

В Санкт-Петербурге в рамках Дней Германии прощла выставка «Архитектурная ось Россия-Германия. Интеграция немецкого строительного искусства в современную архитектуру Санкт-Петербурга», представляющая три проекта архитекторов Сергея Чобана и Евгения Герасимова. И хотя на выступлениях, устроенных в рамках выставки, можно было узнать об инновационных решениях немецких конструкторов и инженеров, ключевая фраза в названии выставки - это «современная архитектура Санкт-Петербурга», вернее, ее понимание архитектором Сергеем Чобаном. Он уехал в Германию в начале 1990-х и сделал там фантастическую карьеру, среди самых известных его построек комплексы в центре Берлина - кинотеатр «Кубикс», «ДомАкваре» и другие. Начало работы в России было тоже громким - совместно с Петером Швегером он разработал проект комплекса «Федерация» в Москва-Сити, на сегодня это самое высокое строящееся здание в Европе. В зависимости от контекста Сергея Чобана называют то российским, то германским архитектором российского происхождения.

Но на самом деле Сергей Чобан архитектор абсолютно петербургский - выпускник петербургской Академии художеств, проработавший долгие годы в Германии, усвоивший немецкую проектную культуру, ее инновационные конструкторские и инженерные решения и оставшийся петербуржцем.

Именно в больших петербургских проектах, которые и представлены на выставке в Доме архитектора, он раскрывается наиболее полно. Показывать здесь что-либо крайне трудно, потому что чрезмерно пышные интерьеры особняка на Большой Морской могут подавить любую экспозицию. Куратор выставки Валерия Каширина нашла оригинальное решение - посреди зала размещен стол, на котором представлены материалы трех проектов - общественно-делового центра «Невская Ратуша» («Смольный-2»), выставочного и конгресс-центра ExpoGate и жилого микрорайона Кудрово. Эти проекты объединяет не только авторский коллектив - мастерские Сергея Чобана и Евгения Герасимова, но то, что они прошли жернова конкурсов, а первые очереди всех трех объектов должны появиться в 2011 году. Все макеты сделаны из дерева, и лишь самые яркие элементы комплексов выполнены из пластика, который подсвечивается изнутри. Краткие аннотации тоже подсвечены, заключены в деревянные рамы и становятся частью единой композиции. Эта метафора рабочего стола архитектора воспринимается как вполне законченный художественный объект.

Сергей Чобан и Евгений Герасимов демонстрируют, что авторское высказывание можно сделать даже в таком специфическом жанре, как выставочно-конгрессный комплекс, где функциональная программа настолько жестка, что вся архитектура обычно оборачивается более-менее презентабельными коробками.

В проекте Expo Gate, расположенном фактически в чистом поле, архитекторы предлагают оригинальное решение - на Петербургское шоссе комплекс выходит извивающимся зданием с аркой (конгресс-центр и гостиница), перед которым образована площадь (или скорее парадный двор, курдонер). За этим зданием располагаются те самые коробки, но они объединены между собой большим атриумом, который накрыт крышей, в котором кружево металлоконструкций соединено с прозрачностью стекла. В Expo Gate петербургские символы -- площадь, арка, анфилада не просто современно осмысленны, но и созданы с помощью передовых технологий, о которых в нашей стране пока мало кто задумывается.

Еще один проект, представленный на выставке, - Кудрово - это новый район на востоке Петербурга на 30 тыс. жителей. На главную эспланаду Кудрово, ведущую от существующего торгового комплекса «Мега» до будущего здания правительства Ленобласти нанизаны административные и общественные здания. По сторонам от проспекта располагаются кварталы, каждый из которых, по замыслу архитекторов, «условно воспроизводит строительный код известных европейских городов». Взята условная сетка улиц восьми городов и воспроизведена в отдельно взятом квартале -- Париж с лучами, расходящимися от площадей, Берлин с разбросанными виллами и т.д. Наверное, в этом проекте в самом прямолинейном виде воспроизведена идея Чобана, что Петербург всегда вбирал в себя все лучшее из мировой архитектурной практики и создавал новое качество, превосходящее оригиналы. Однако важно, что создается разнообразная среда и различные типологии жилья и что, наконец, просто возвращается человеческий масштаб с застройкой средней этажности, дворами, узнаваемым собственным домом.

Невская Ратуша - это общественно-деловой комплекс на территории бывшего трамвайного парка №4 недалеко от Смольного, в котором разместится новое здание городской администрации и крупный офисный комплекс. Идея Невской Ратуши, предложенная Сергеем Чобаном и Евгением Герасимовым, очень простая и очень петербургская - создать новую городскую площадь. Тыняновское «единица Петербурга - площадь», уже давно стало общим местом, но, однако, только в проекте Чобана и Герасимова эта идея была воплощена.

Доминанта нового квартала и площади - стеклянное здание Ратуши (то есть нового здания мэрии) - фланкируется офисными зданиями, архитектура которых более сдержана и фактически подчинена зданию Ратуши. Идея прозрачности и открытости власти здесь воссоздана буквально - через стеклянное здание можно будет пройти в любое время дня и ночи.

С Сергеем Чобаном и Евгением Герасимовым Петербургу повезло - они вносят в современную петербургскую архитектуру абсолютно новое качество. В относительно небольших проектах большинство местных архитекторов демонстрирует бесконечный провинциализм, прикрываясь неким петербургским стилем, который, впрочем, ограничивается механистическим соединением элементов классического ордера. С большими градостроительными и инфраструктурными проектами в Петербурге еще сложнее - с одной стороны, наши архитекторы разучились работать с таким масштабом, с другой - заказчики хотят видеть проектировщиками иностранцев. И вот здесь появляются Чобан с Герасимовым, которые не просто чувствуют город, но и могут выразить свои чувства в конкретных проектах разного масштаба - от реконструкции советских недостроенных зданий до крупных градостроительных комплексов. К тому же владеют передовыми западными технологиями и западной проектной культурой.



Источник: Время новостей, 22.04.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
29.04.2020
Город

Комплекс на краю мира

Снос во Владивостоке «архитектурного» корпуса Политехнического института, который начался в декабре 2018 года, стал поводом для одной из самых громких дискуссий об архитектуре в городе. Причина для сноса – строительство межмузейного комплекса, среди участников проекта называют Третьяковскую галерею, Мариинский театр, Русский музей, а также Эрмитаж и Музей Востока.


Топ года. Московская архитектура

Многие городские новости 2017 года были связаны не столько с архитектурой, сколько с политикой, общественным мнением, большими деньгами и другими аспектами, которые неизбежно усложняют обсуждение собственно архитектурных достоинств того или иного проекта. Но на фоне общего ажиотажа вокруг массовой застройки, были и более спокойные и позитивные архитектурные новости.