Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.09.2005 | Архитектура / Город

Остров Беларусь

В Минске можно познакомиться с современной советской архитектурой.

Республика Беларусь – это что-то вроде острова Тайвань или острова Крым. Правда, здесь «окопались» не сторонники партии Гоминдан или Белой армии. Такое впечатление, что именно сюда после падения советского режима сбежали советские чиновники. На зданиях висят таблички со знакомыми каждому советскому человеку названиями – «Горисполком», «Облисполком», «Комитет государственной безопасности», «Совет министров». В этих учреждениях – слегка измененные флаг и герб Белорусской ССР. Газеты пестрят заголовками: «В будущее – с надеждой», «Возродим село – сохраним страну», «Горький привкус американской мечты». Вместе с советскими чиновниками в Беларуси «осели» и советские архитекторы и градостроители. К тому же здесь вполне соответствующий для развития советской архитектуры не только политический климат, но и градостроительный контекст.

Главная улица Минска - Проспект Скорины – образцовая социалистическая магистраль с «нанизанными» на неё площадями, а главное – застроенная в едином, сталинском стиле. И даже сегодня ничто не нарушает величия ансамбля: ни рекламные щиты, ни киоски, ни уличные кафе, ни бездомные. Здесь царит тоталитарная чистота и порядок.

Поэтому не стоит удивляться, что именно в маленькой Беларуси живет и развивается «большой стиль», тем более что, как пишет официальная газета «Беларусь сегодня»: «Призыв сделать Минск самым красивым и уютным городом Европы, с которым Александр Лукашенко обратился… к стране, встретил единодушную поддержку». Да, президент Александр Лукашенко с удивительным упорством доделывает советские проекты. И запускает свои, естественно, похожие на советских предшественников. Нет, конечно, и в Москве строится много «советских» зданий, стоит вспомнить хотя бы Фундаментальную библиотеку МГУ. Но в Москве есть и другая архитектура, а в Минске её нет.

Главный из сданных объектов – Дворец Республики (Палац Рэспублiкi) на Октябрьской площади, спроектированный группой архитекторов «Белгоспроекта» (М. Пирогов, В. Данилов, Л. Зданевич и др.). Дворец – классический советский долгострой, его начали возводить еще в начале 80-х, после чего стройка долгое время была законсервирована, пока строительство Дворца не было возобновлено по инициативе президента Александра Лукашенко. Архитектура дворца, как и весь ансамбль Октябрьской площади, подавляет нечеловеческим масштабом. Огромное десятиэтажное здание представляет собой прямоугольную коробку, к которой с фасадов приставлены колоннады. Основной объем облицован зеркальным коричневым стеклом. Неудивительно, что горожане называют это мрачное здание Саркофагом. Назначение дворца – проведение разнообразных мероприятий: от концертов до встреч на высшем уровне. В здании несколько залов: большой зал (2700 мест), театральный (500 мест), два конференц-зала (200 и 100 мест), зал торжественных мероприятий, а также правительственный комплекс с конференц-залом на 30 мест. Архитектура Дворца Республики близка архитектуре здания Библиотеки им. Ленина архитектора Щуко. Однако, в отличие от своего московского прообраза, архитектура Дворца Республики гораздо более упрощена и монотонна. И при этом гораздо более тоталитарна.

Перед Дворцом – огромное, абсолютно пустое и безжизненное пространство Октябрьской площади, по которому следует перемещаться исключительно строем. Раньше, кстати, эта площадь называлась Центральной, и на ней стоял памятник Сталину. Теперь же ничего не нарушает ее идеальную пустоту.

Еще один советский долгострой, законченный Александром Лукашенко, – новое здание железнодорожного вокзала. Стиль определить трудно, как и авторство. Почти 30 лет назад конкурс на его проектирование был выигран архитекторами В. Белянкиным и В. Черноземовым при участии С. Журавлева; далее часть комплекса была построена «Мосжелдорпроектом», а заканчивали строительство уже архитекторы В. Крамаренко, М. Виноградов и И. Виноградов, при участи институтов «Минскпроект» и «Минскинжпроект». Новое здание появилось на месте старого вокзала, построенного в 1946 году (арх. Б.Р. Рубаненко) и снесенного в 1991-м. Первоначально предполагалось включить интерьеры старого вокзала в новый комплекс, но, ссылаясь на ветхость, старый вокзал снесли, что вполне соответствует минской традиции. (Здания, уцелевшие после фашисткой оккупации, были снесены уже при советской власти. Так, в Минске исчезли: ансамбль Торговой улицы, Доминиканский монастырь, наиболее древняя часть торговых рядов на площади Свободы, Холодная синагога конца 16-го века).

Неудивительно, что архитектура нового здания вокзала получилась крайне эклектичной. С уверенностью можно утверждать только одно – архитекторы хотели создать нечто современное. Отсюда большой атриум в главном распределительном зале и сплошное остекление фасада. Правда, все эти элементы не складываются в единую композицию. Главный зал, до предела насыщенный консольными балконами, эскалаторами и фонарями, является не более чем выставкой последних достижений советской технической эстетики и оформительского искусства.

При этом у вокзала чудовищно неудобная планировка, и если связь большого светлого распределительного зала-атриума с кассовыми залами достаточно удобна, то чтобы попасть, например, на почту, надо взобраться по узкой винтовой лестнице на несколько этажей вверх. Но обнаружить эту лестницу не так-то просто – необходимо найти неприметную дверь в огромной колонне, в которой и находится эта самая лестница. Эскалаторы-транспортеры, ведущие с платформ в конкорс – зал ожидания над путями естественно не работают, а сами перроны напоминают не платформы «ворот страны» (так именует вокзал официальная пресса), а заброшенные полустанки. Но все это не важно, ведь у вокзала важная идеологическая функция – когда пассажир спускается по эскалатору из конкорс-зала, перед ним через стеклянный фасад открывается вид на т.н. «Минские ворота» – два чрезвычайно пышных «сталинских» здания с 11-этажными башнями, обрамляющими Привокзальную площадь.

Теперь все силы брошены на реализацию другого большого проекта – нового здания Национальной библиотеки. Если возведение вокзала и Дворца Республики началось ещё при советской власти, то на новое здание библиотеки в 1989 году был проведен лишь всесоюзный конкурс, победителями которого стали В. Крамаренко и М. Виноградов (те самые, кто на последнем этапе проектировали железнодорожный вокзал). Здание представляет собой гигантский 19-этажный многогранный объем на 3-этажном стилобате. В цифрах будущая библиотека выглядит так: площадь застройки – почти 19 тысяч квадратных метров, общая площадь здания – чуть более 100, библиотека рассчитана на одновременную работу 1850 человек, а книгохранилище – на 14 миллионов единиц печатной продукции. Главная интрига состоит в том, как будет облицован основной многогранный объем – 3D-модель показывает некий голубоватое здание, в прессе же упоминается «золотой кристалл» и «бриллиантовый шар». Зная качество строительства, можно ожидать самого худшего – оригинальная идея, заложенная в проекте, будет загублена, и в поле на окраине Минска появится не здание из будущего, а очередной советский монстр.

Кстати, в Минске появляются и новоделы, что, на первый взгляд, может показаться и не вписывающимся в концепцию «современной советской архитектуры». Но только на первый взгляд – стоит посмотреть на историю главного новодела – городской ратуши, как все становится на свои места.

Ратуша, как говорят, была снесена по личному указанию императора Николая I, чтобы уничтожить любое напоминание о Магдебургском праве. Таким образом, нынешней белорусской властью восстановлено то, что было снесено при царском режиме, а это вполне по-советски.

Ну, а в самом центре Минска, на площади Независимости, можно увидеть настоящий советский котлован. Котлован гигантский, что, впрочем, неудивительно, ведь площадь Независимости – самая большая площадь Европы, её размер – 7 гектаров. По краям площади беспомощно болтаются большие здания, например, известное постконструктивистское здание Дома правительства А. Лангбарда), но из-за подавляющих размеров площади они теряются. На площади Независимости возводится подземный общественно- торговый центр, непременный атрибут столиц союзных республик, и, судя по проекту, это будет продолжение московского «Охотного ряда» на Манежной площади и киевского «Глобуса» на майдане Незалежности. Белорусская газета «7 дней» на полном серьезе написала: «Когда проходишь по площади, чувствуется, будто попал на одну из гигантских строек бывшего СССР: десятки единиц техники, свай, сотни рабочих».

Под площадью Независимости находится станция метро «Площадь Ленина». Может показаться, что почти за 15 лет до её переименования не дошли руки. Но на самом деде все гораздо интереснее. Станция, как и сама площадь, в свое время стала «Площадью Независимости», однако несколько лет назад руководство метрополитена заявило, что станцию никто не переименовывал, и она снова стала именоваться «Площадью Ленина». Абсурдно? Так может показаться, если бы не еще одно, более ошеломляющее переименование.

Цитирую сообщение официального белорусского информагентства БЕЛТА: «По инициативе ветеранских организаций Беларуси и в ознаменование 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне президент Беларуси Александр Лукашенко принял решение о переименовании некоторых проспектов и улиц Минска. Согласно подписанному Указу, проспект Франциска Скорины переименован в проспект Независимости, проспект Машерова – в проспект Победителей. В свою очередь, улицы Иерусалимская, Дрозда и Варвашени будут переименованы в проспект Машерова, а Староборисовский тракт – в улицу Франциска Скорины. Минскому горисполкому поручено присвоить другим улицам Минска наименования Иерусалимская, Дрозда и Варвашени».

«Остров Беларусь», как и аксеновский Остров Крым или всамделишный Тайвань, хоть и претендует на то, чтобы быть идеологическим наследником великой империи, является не более чем эрзац-наследником. Здесь все становится гиперболизированным до степени гротеска или пародии, а время летит с фантастической скоростью.

Если увековечивают юбилей Победы – то таким странным способом «понижая» статус двух национальных героев: отправив их с главных магистралей на второстепенные. Советские проекты доделывают за пару лет, и все время придумывают новые – после Библиотеки и подземного центра будет построена одна из самых высоких в Европе телевизионных башен, затем появятся еще две линии метро. Но все это выглядит как-то не по-настоящему, прямо как белорусская валюта – белорусская платежная единица называется рублем, но стоит почти в 100 раз меньше рубля российского. То есть это просто копейка.



Источник: Интернет-издание "Архитектор", 14.09.2005,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
29.04.2020
Город

Комплекс на краю мира

Снос во Владивостоке «архитектурного» корпуса Политехнического института, который начался в декабре 2018 года, стал поводом для одной из самых громких дискуссий об архитектуре в городе. Причина для сноса – строительство межмузейного комплекса, среди участников проекта называют Третьяковскую галерею, Мариинский театр, Русский музей, а также Эрмитаж и Музей Востока.


Топ года. Московская архитектура

Многие городские новости 2017 года были связаны не столько с архитектурой, сколько с политикой, общественным мнением, большими деньгами и другими аспектами, которые неизбежно усложняют обсуждение собственно архитектурных достоинств того или иного проекта. Но на фоне общего ажиотажа вокруг массовой застройки, были и более спокойные и позитивные архитектурные новости.