22.09.2005 | Письма с 53-го этажа
Письмо пятоеПро трамваи
Трамвай в Гонконге больше чем трамвай: это и роскошь, и средство передвижения, и немой свидетель дел минувших дней, и мост между прошлым и настоящим - сколько штампов ни нанизывай, все будет мало. Не каждый крупный город может себе позволить оставить трамвайные пути в деловом центре, и не в каждом мегаполисе банковский клерк согласится после тяжелого трудового дня сесть на узкое деревянное сиденье трамвая.
Гонконгский трамвай, впервые появившийся на улицах более ста лет назад, пережил японскую интервенцию в начале сороковых и приход новой китайcкой власти в конце 90-х, выдержал конкуренцию с автобусами и метро и вполне заслуженно пользуется теперь иммунитетом от любого преследования.
В соответствии с веяниями времени он то растягивался, то сужался, обрастал вторыми этажами и турникетами, менял цвета и рекламные постеры, но всегда оставался самым главным и популярным видом городского транспорта. Собственно, трамвайные пути начала нулевых этого века во многом совпадают с теми, что были проложены в первой декаде прошлого столетия: после серьезных тайфунов, выдиравших шпалы и рельсы из мостовой вместе с булыжниками, маршруты неукоснительно восстанавливались в прежнем виде. Для большинства гонконгцев трамвай – это один из немногих доступных артефактов, оставшихся от «старого Гонконга» (что бы ни понималось под этим словосочетанием), неудивительно, что местные жители поставили его на второе место в списке городских символов сразу же за традиционными гонконгскими ресторанчиками.
Трамвай одинаково легко перемещается и во времени и в пространстве – на нем можно укатить на сорок лет назад во времена «Разборок в стиле Кунфу» Стивена Чоу, а можно просто проехать пару остановок до ближайшего рынка.
Как и положено любому приличному артефакту, у гонконгского трамвая есть прошлое, богатое различными событиями, в которых, как зеркале заднего вида, отражается история города. Например, можно вспомнить о том, как сразу же после появления трамваев, местные «кули» обнаружили, что тележку намного удобнее вести по трамвайным рельсам, чем по мостовой, и переоборудовали свои агрегаты под размер трамвайной колеи, что вызывало частые споры между водителями трамваев и держателями тележек, иногда перераставшие в уличные потасовки. Или о том, что китайцы не сразу поняли, что трамвай не сможет их объехать, и это приводило как к забавным недоразумениям, так и к несчастным случаям. А после появления у трамваев вторых этажей места под лестницами облюбовали мужчины, заглядывающие под юбки спускающимся женщинам, и владельцам компании пришлось оборудовать все лестницы специальными «защитными экранами».
Впрочем, наиболее драматичный момент в истории трамвая наступил в 1912 году, когда компания отказалась принимать в оплату китайские серебряные монеты, в которых серебра было меньше, чем в гонконгских долларах. (Проблема заключалась в том, что гонконгских долларов в обращении практически не было: все отчеканенные монеты сразу же вывозились в Китай, где переплавлялись обратно в серебро.)
Результатом стал тотальный бойкот трамваев со стороны обычных гонконгцев, китайцы бросали камни в окна вагонов, а хозяева магазинов вдоль трамвайных путей отказывались обслуживать немногочисленных оставшихся пассажиров. Владельцам компании пришлось установить на окнах вагонах ставни для того, чтобы защитить пассажиров от нападений.
Время, однако, сгладило все противоречия между трамваем и его потенциальными пассажирами, и сегодня гонконгские трамваи перевозят около 300 тысяч человек в день (это 12 миллионов в год - для любителей крупных цифр). Билет стоит два гонконгских доллара (8 рублей) вне зависимости от количества остановок, что делает путешествие на трамвае не только самым экзотическим, но еще и самым доступным способом передвижения по острову.
На первом этаже морского музея в Гонконге висит огромная панорамная фотография города, сделанная в пятидесятые годы прошлого века. До сегодняшнего дня из всего, что изображено на этом фото, дожили лишь англиканская церковь, старый рынок в западной части города, здание законодательного собрания, комплекс административных зданий…
...и один трамвай, который до сих пор ходит из Кеннеди Тауна до Норс Пойнта по Квинс роад через Шан Ван, Ван Чай, Централ и Фортресс Хилл со всеми мыслимыми остановками.
Не знаю, как вам, а мне это кажется просто замечательным.
Автор - корреспондент РИА "Новости" в Гонконге
Вообще-то, между Гонконгом и Россией до начала этой недели не было практически ничего общего, с какой стороны ни посмотри. Но вот в Гонконге объявили о создании собственной Общественной палаты, что конечно же сразу напомнило о российских реалиях.
Вот и в Гонконге закипают страсти на почве межнациональных отношений. Пока ничего не жгут и даже не обещают, но кто знает, к чему может привести французский пример, растиражированный по местному телевидению. Тем более что речь идет о женщинах...