В Москве выставка откроется 25 марта
20.02.2008 | Интервью / Музыка / Фотография
«Мне очень везло с приятелями»Чтобы стать рок-звездой, не обязательно играть музыку
В Петербурге открылась фотовыставка «Четыре измерения Антона Корбайна». Корбайн стал известен благодаря огромному количеству фотографий звезд кино и музыки, работе над музыкальными клипами. Не так давно его имя звучало в связи с фильмом «Контроль» о рок-группе Joy Division, где Корбайн выступил режиссером. Он не любит, когда его называют рок-фотографом, но чаще всего рассказывает именно о музыке.
- Все ваши выставки и альбомы состоят из фотографий известных людей. А как насчет неизвестных, с улицы? Или просто ваших приятелей?
- Есть, но очень мало: они не складываются в сюжет. Тем более — в альбом. Это далеко не лучшие мои снимки. Я уже не помню, когда в последний раз выходил на улицу снимать. Да и зачем? Тренироваться, не терять форму? У меня заказов предостаточно. И еще я знаю, что чем меньше я снимаю, тем лучше получаются кадры. Кроме прочего, мне очень везло с приятелями: в начале карьеры я выезжал на журналистские задания, снимал — тогда для журнала NME, веселился с музыкантами. Некоторые из них становились моими друзьями, а потом — известными персонажами. Так было, например с Йеном Кертисом.
- А как вы с Йеном подружились?
- А мы так и не подружились в обычном смысле этого слова. Я его видел раза три в жизни. Тогда я только-только перебрался из Голландии в Англию и с трудом изъяснялся на английском. Я ходил на концерты Joy Division, но даже не понимал, о чем поет Кертис. После сессий я посылал им карточки и единственное, что четко понимал, так это то, что они очень нравились группе. Мы, в общем, так и общались — мимикой выражая восхищение. Многое я понял позже из книги его вдовы, на основе которой снят «Контроль». Я так и не успел освоить язык настолько, чтобы поговорить с Йеном. Он повесился ну и враз стал иконой...
- ...Легендой и рок-звездой.
- О нет. Ненавижу слово «рок-звезда». Во-первых, Кертис куда более многомерный, чем это журналистское клише. Во-вторых, журналисты, опять же, часто ставят слова «рок-звезда» и «Антон Корбайн» в одно предложение, и это довольно сильно меня раздражает. Я фотографирую не только музыкантов и не столько музыкантов. Посмотрите на обложки четырех моих основных фотоальбомов: одна серая, другая черная, на третьей — Денни Де Вито, на четвертой — Клинт Иствуд. Вот вам и рок-н-ролл. И мне неприятно слово «звезда» из-за всех его коннотаций. Известные люди интересуют меня не из-за того, что они популярны, а из-за тех качеств, которые сделали их известными. Например, талант, простите за банальность. Я никогда не снимал тех, кто не пробуждает во мне сильных чувств.
- Вы, получается, часто отказываете претендентам?
- Чаще, чем чищу зубы. Ох, как я заносчив (смеется).
- Кому, например?
- Запрещенный прием, не скажу.
- Хорошо, а вот вы не так давно снимали российского музыканта Илью Лагутенко. Вам музыка его приглянулась?
- Это был мимолетный эпизод, но откровенно могу сказать, что Илья — прекрасная модель. А музыки я его не помню. Неужели плохая?
- Нет, замечательная. Раз уж мы все равно говорим о музыке, то вопрос: вы сочиняли когда-нибудь музыку?
- Я не освоил ни один инструмент. Барабанил когда-то ради шутки в шоу Top of the Pops. Очень моей музыкальной безграмотности, кстати, удивлялся Курт Кобейн. Однажды даже позвал меня в «Нирвану» четвертым. В шутку, само собой. А U2 называют меня частью коллектива всерьез. Видите, чтобы стать, как вы выразились, рок-звездой, не обязательно играть музыку.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.