Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

20.02.2008 | Кино

Мэтры, подвиньтесь

Когда программа в целом невыдающаяся, можно отметить почти все стоящее, легко приходя к консенсусу

Выбор у жюри был невелик, едва ли не единственной задачей было раскидать основные награды между тремя лентами, каждая из которых могла рассчитывать на «Золотого медведя», — между американской «Нефтью» Пола Томаса Андерсона, британской «Беззаботной», она же Happy-Go-Lucky, Майка Ли и еще одной громкой американской картиной второй половины фестиваля — Standard Operating Procedure.

И наши взяли Русских фильмов в основном конкурсе не было, но наше новое кино без наград не осталось. Фильм «Русалка» Анны Меликян получил приз жюри международной критики ФИПРЕССИ. «Русалка» награждена как лучший фильм программы «Панорама» (второй по значимости на фестивале), обойдя картину Мадонны «Низость и мудрость».

«Обычная процедура» сделана тоже мэтром, Эрролом Моррисом, но мэтром документалистики. Это фильм-расследование о печально знаменитых событиях в багдадской тюрьме Абу-Грейб, где американские тюремщики не только подвергали заключенных сексуальным издевательствам, но и бесхитростно запечатлевали подобные подвиги на пленку.

Все шло к тому, что жюри и впрямь разыграет самых престижных «медведей» между тремя фильмами.

«Беззаботную» с ходу вывели в лидеры, отдав приз за лучшую женскую роль Салли Хокинс, которую можно назвать открытием фестиваля.

«Нефти» присудили аж две статуэтки — за режиссуру и за выдающийся артистический вклад композитора Джонни Гринвуда. Оба приза вручал один из членов жюри, российский продюсер Александр Роднянский. Был ли доволен, принимая их, Пол Томас Андерсон, судить сложно. Поскольку, во-первых, он рассчитывал на общую победу, а во-вторых, приз за лучшую мужскую роль достался не Дэниелу Дей-Льюису, которому сейчас дают призы за роль в «Нефти» всяк кто может.

Эррола Морриса наградили вторым по значимости «медведем» — Большим призом жюри. Параллельно жюри отметило и другие картины, сколько-нибудь достойные внимания.

«Воробьиное чириканье» (The Song of Sparrows) иранского мэтра Маджида Маджиди (как и все иранские фильмы, он о том, что только бедные люди живут душевно богато). Его как раз и поощрили призом за лучшую мужскую роль актеру Резе Наджи.

Симпатичную мексиканскую картину «Озеро Тахо» — Lake Tahoe — Фернандо Эймбске, иронично и печально живописующую противоречия подростков с миром. Она получила приз имени создателя Берлинале Альфреда Бауэра за артистические инновации.

Китайский фильм «Мы веруем в любовь» — In Love We Trust — Ван Сяошуая про детей, больных лейкемией. Ему из-за важности темы дали приз за сценарий.

Логичным завершением церемонии представлялось присуждение «Золотого медведя» «Беззаботной» Майка Ли — хотя отсутствие в зале режиссера могло бы насторожить. Но неожиданно главный приз получила бразильская лента Tropa de elite («Элитное подразделение»). Режиссер — дебютант в большом кино Жозе Падилья. Тема — жестокость в обществе (где спецназ ведет себя не менее кроваво, чем наркодельцы), коррумпированность полиции и власти.

Вообще-то с точки зрения фестивальной политики в победе именно этого фильма нет ничего странного. Выиграл бы Майк Ли — и что бы все сказали? Что Берлин не открыл ничего нового, ведь Ли — признанный классик и в Каннах побеждал с «Тайнами и ложью» еще в 2006-м. А так — Бразилия, которая становится модной экономической территорией и уже лет десять считается очень киноперспективной.

Слава нового бразильского кино началась именно с Берлина, где в конце 1990-х выиграл «Центральный вокзал» Вальтера Саллеша. Еще более громким стал в начале 2000-х «Город Бога» Фернандо Мейреллеша, номинированный на «Оскары» и входящий в первые десятки киноманских списков.

У фильма «Элитное подразделение», что тоже важно для Берлинале, социально критическая направленность. Другое дело, что в мировой прессе фильм породил оценки средние (при наличии нескольких действительно высоких). В целом его расценили как работу эффектную, с массой ударных эпизодов, но тему глубоко не вспахивающую. Берлин



Источник: Ведомости, №29 (2051), 18.02.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.