11.02.2008 | Музыка
Как страшно житьЗаметка по случаю распада самой неказистой и чудесной панк-группы в России
От автора: Это небольшой отрывок моей клубной колонки для «Коммерсант-Weekend», написанный осенью 2007-го года. Срок годности этого текста истек, потому что около двух месяцев назад группа «Страхуйдет» распалась, просуществовав четыре года. Они, по всей видимости, давали концерты только в Петербурге. Я все же очень хочу, чтобы эта маленькая и поспешно написанная заметка осталась где-нибудь в интернете, так будет правильно. Кажется, эти несчастные полторы тысячи без пробелов двенадцатым таймсом (ох, да я сейчас, кажется, предисловие – и то длиннее напишу) – самый большой текст, который выходил в прессе о девичей панк-группе «Страхуйдет». Еще где-то в интернете осели их демо (https://www.realmusic.ru/strahuidet). Не слушайте, пожалуйста, в записи это полный отстой.
Если что, я нисколько не преувеличиваю: странно, что эта неуклюжая группа не попала за два года на обложки журналов. Странно – и великолепно. Я искренне рад, что они всех кинули, распавшись, и столь ловко пустили на ветер все гипотетические дивиденды с их музыки и образа.
…25 октября в «Белграде» выступают панк-инфанты из группы «Страхуйдет». Они впервые засветились на премьере спектакля «Не Гамлет» Андрея Могучего. Тогда в антрактах пять старшеклассниц истошно вопили песни, по текстам ничем не уступающие, например, «Автоматическим удовлетворителям». Все это выглядело как хитрый продюсерский проект, вроде групп «Бэтман» (семиклассники, которые в начале девяностых не ломаными голосами рэповали под Богдана Титомира песни с названиями типа «Секс-машина») или A-teens (тинейджеры, отвратительно перепевшие хиты ABBA).
«Страхуйдет» оказались не арт-проектом, не провокацией, а ошеломительно приятной случайностью. Да, пять школьниц; да, паршиво играют (песни разъезжаются по нескольку раз в минуту; чаще всего виновата барабанщица); да, сами все придумали.
После спектакля Могучего прошло довольно много времени, «Страхуйдет» регулярно висят в клубных афишах, но пока заслужили лишь несколько упоминаний в связи с группой «Девочки не хотят» (то же самое, но примерно на десять лет старше, а значит – в десять раз скучнее) и пару скабрезных шуток. Вы как хотите, конечно, Гумберту – гумбертово, но я, если позволите, решительно назвал бы новую прическу вокалистки Жени Исаевой (она сделала каре и покрасилась в блондинку) одним из определяющих событий этого сезона, наряду с новыми альбомами Radiohead и Wu-tang clan. Ещё полтора-два года, и неважно – запишут ли «Страхуйдет» альбом-другой, распадутся ли, выступят ли на каком-нибудь «Нашествии», - красота ускользнет, страх уйдет. Ведь им сейчас даже выпивать перед концертом не надо, чтобы мазать мимо струн. Детский восторг, детский лепет и детская неожиданность – чего же ещё для счастья надо? «Мужика и шоколада, мужика и шоколада!», - требуют неказистые богини из панк-группы «Страхуйдет».
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.