Благотворительный фонд "Коломенский кремль"
21.01.2008 | Арт
Охотники до натуральной историиРусские потехи от Ивана Лажечникова
Наступление удивительного и абсурдного праздника Старый Новый год, нашего отечественного изобретения, ярче всего отметили 13 января в подмосковной Коломне. Благотворительный фонд "Коломенский кремль" реализовал кураторский проект Натальи Никитиной "Ледяной дом: русские потехи от Ивана Лажечникова".
"Русский Вальтер Скотт", один из первых в Отечестве исторических романистов, Иван Лажечников, родился в Коломне в 1792 году. Здесь теперь открыт его музей. В 1835 году писатель издал роман "Ледяной дом", посвященный диким временам царствования императрицы Анны Иоанновны и временщика Бирона.
А еще Лажечников, "человек веселого нрава", всю жизнь собирал записи "потех", русских забав, которые и попытались реализовать в Коломне.
Теперь об авторах. Наталья Никитина была куратором проекта "Парк на один день" в городе Воскресенске, выигравшем в 2006 году конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире". Уже тогда имитация аристократических празднеств была поручена современным художникам - товариществу "Никола-Ленивецкие промыслы", организованному москвичом Николаем Полисским. Обитатели деревни Никола-Ленивец тоже стали художниками, воспроизводя из экологически чистых подручных материалов вольные фантазии на темы истории архитектуры. Этот радикальный социальный проект пришелся по вкусу музейщикам, желающим модернизировать свои затхлые угодья. В Воскресенске Полисский с артелью воссоздал качели, карусели, садовые павильоны etc. В Коломне построены еще и "катальные горки", излюбленное зимнее увеселение екатерининских времен. Но только они сделаны из дерева и по конструкции напоминают функциональную жесткую эстетику советского конструктивизма, хотя пирамидальные завершения горок легко рифмуются и с башнями кремля.
Для публики эти рифмы совершенно необязательны - с шестиметровых горок скатывались просто так, без искусствоведческих изысков.
А также катались на коньках по бульвару Зайцева. Превращенный в каток, он начинается имитацией того самого "Ледяного дома", который был выстроен холодной зимой 1739/1740 года на Неве, на месте нынешнего Дворцового моста. В феврале там справляли свадьбу шут Ее величества князь Голицын и придворная калмычка Буженинова, чуть не умершие от холода в брачную ночь. Карлика и карлицу, наряженных в стиле эпохи, в Коломне тоже показали, согревая старинными фейерверками. А еще во флигеле усадьбы Лажечникова потчевали пастилой, изготовленной по старинным рецептам, также в романе описанным.
Все вышло эффектно и мило. Народ торжествовал, дети вопили от восторга. Но тут следовало бы заметить, что для самого Лажечникова Ледяной дом был воплощением тирании, самодурства и бироновщины.
Книга его - откровение демократической мысли и обличение сатрапов. А мы сейчас устраиваем из ужасов эпохи временщиков при троне гедонистические удовольствия, имитируя те разгульные празднества.
Физик Георг Крафт, описавший во всех подробностях Ледяной дом в своей книге, выпущенной Академией наук в 1741 году, рекомендовал ее (книгу) "для охотников до натуральной истории". Знать, этих охотников развелось до невозможности. Ибо первичные физиологические ощущения (спуститься на пятой точке с горки, отведать пастилы, покататься на коньках и поглядеть на огненное шоу) проще и доступнее всякой исторической рефлексии.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.