11.09.2008 | Архив "Итогов" / Музыка / Память
Дон Кихот русской музыкиЗнаменитый дирижер Евгений Светланов любой музыке мира придает российскую широту и распевность
Многие из знаменитых сверстников Евгения Светланова, да и звезд помладше вольно или невольно переквалифицировались в бизнесменов, администраторов, общественных деятелей. Кто-то продолжает выступать, "прокатывая" давно отшлифованные программы. Кто-то сосредоточился на светской жизни, пользуясь заслуженной в свое время славой как украшением. Светланов - один из немногих, кому позволено оставаться только музыкантом. Причем он не эксплуатирует былую славу, а, как и прежде, находится в центре современной музыкальной жизни.
Его недавние записи симфоний Малера с уважением обсуждает критика, а публика охотно раскупает (хотя благодаря нынешней моде на Малера у дирижера много сильных конкурентов).
Меломанов не раздражают даже его заигрывания с поп-культурой, когда он, следуя моде, устраивает в Большом зале консерватории концерт с участием эстрадных певцов Ларисы Долиной и Александра Градского. Подобные акции Светланов ведет артистично, со вкусом, не переходя границ светской шутки. Оркестранты чтут его за высочайший профессионализм и интеллигентность. А музыканты Госоркестра, которым он руководит, и вовсе боготворят шефа, несмотря на маленькие зарплаты, частые простои и прочие трудности.
Евгений Федорович Светланов Родился 6 сентября 1928 года.
1951 - окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу фортепиано у Марии Гурвич и классу композиции у Михаила Гнесина.
1955 - окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Юрия Шапорина и по классу дирижирования у Александра Гаука (занимался фортепиано под руководством Генриха Нейгауза).
1953-1954 - дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.
1954 - дирижер, а в 1963-1965 - главный дирижер Большого театра.
С 1965 - главный дирижер Государственного симфонического оркестра СССР.
С 1974 - секретарь правления Союза композиторов СССР.
С 1993 года совмещает этот пост с должностью дирижера гаагского "Резидентс-оркестра" (Нидерланды). Народный артист СССР (1968), лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии РСФСР (1975), Государственной премии СССР (1983), кавалер ордена Ленина (1978). Осуществил более 2000 записей как дирижер. Создал более 100 музыкальных произведений. Опубликовал более 150 критических статей и очерков о музыке.
Дом Большого театра
Биография у Светланова последовательная, логичная, без крутых поворотов и драматического сюжета. Коренной москвич, родился в семье певцов Большого театра. Как и все театральные дети, под впечатлением спектаклей разыгрывал во дворе с друзьями самодеятельные представления. Во время концертов, увлеченный музыкой, взбирался на стул и размахивал руками, подражая жестам маэстро. Сам знаменитый Николай Голованов, тогда главный дирижер ГАБТа увидев это, одобрительно заметил: "Ну, видать, будет дирижером".
Профессиональное образование у Светланова завидное: он учился у лучших мастеров своего времени. Как пианист - у Марии Гурвич и Генриха Нейгауза, как дирижер - у Александра Гаука, как композитор - у Юрия Шапорина.
Педагоги считали его талантливым и добросовестным учеником, хотя среди других не выделяли: тогда уровень воспитанников музыкальных вузов был очень высок.
Лишь однажды идиллия была нарушена - Светланов прочитал запрещенных "Детей Арбата", кто-то донес, его вызывали куда следует (потом это событие даже стало украшением его биографии). Тогда все обошлось. Но именно из-за этого Светланова не взяли в Большой пианистом. Зато позже взяли дирижером. Постепенно он стал вести весь основной оперный и балетный репертуар - "Псковитянку", "Хованщину", "Царскую невесту", "Снегурочку", "Дон Карлоса", "Лебединое озеро", "Раймонду" и многое другое. Его сразу признали продолжателем традиций знаменитых дирижеров Большого - Голованова, Самосуда, Мелик-Пашаева и других, а спустя некоторое время заговорили об "эпохе Светланова". Тогда он уже стал главным дирижером Большого.
Блестящая "эпоха Светланова" длилась в Большом десять лет, а потом дирижер покинул театр. Его уход подтвердил общую закономерность: Большой пестует молодое дарование и гордится его успехами до тех пор, пока не надо жертвовать ради него сложившимся административно-хозяйственным порядком. Если артист вырастает в крупного мастера, театр начинает его вытеснять. Репертуар Большого обновляется медленно, претендентов на лидерство много. Кто-то решается требовать для себя новых постановок, удобного расписания. В таких случаях дело обычно заканчивается конфликтом, вплоть до изгнания "смутьяна". Другие ищут компромисс, третьи уходят.
Светланов не стал интриговать или банально скандалить. Он непроизвольно подражает своему любимому герою - Дон Кихоту, которого понимает как символ бескорыстия и служения идеалу.
В работе Светланов - максималист. Отсюда пресловутые причуды, которые на самом деле просто продолжение его главного качества - добросовестности: он может, как школьный учитель, индивидуально прослушивать оркестрантов, проверяя знание партий, может задержать начало выступления, пока организаторы не выполнят какое-то его требование, и тому подобное.
Обычно Светланов ведет репетиции деловито и собранно, но в то же время воодушевляет всех своей увлеченностью и доброжелательностью. Однако, отстаивая то, что он считает правильным, превращается в деспота. Упаси Боже допустить при нем малейшую небрежность в игре или обнаружить коробящий дирижера прагматизм. Сталкиваясь с тем, что ему не по нраву, Светланов реагирует театрально: может бурно всех отчитать, может замкнуться и уйти с репетиции, оставив оркестрантов в растерянности. Но обида у него не личная - он оскорблен за "великого Чайковского", за "гениального Рахманинова" или за всю музыку в целом.
Какое-то время Светланов пытался найти с театром общий язык: писал письма коллективу, призывал расширить репертуар и так далее. Когда понял, что все без толку, не стал ждать изгнания.
Ушел по собственному желанию, и это даже выглядело повышением: он возглавил главный государственный музыкальный коллектив - Госоркестр СССР, которым руководит до сих пор.
Впрочем, Большой театр Светланов не бросил: перестав числиться в его штате, он часто дирижирует текущими спектаклями, участвует в премьерах как приглашенный дирижер-постановщик.
Дело жизни
Бороться за руководство Большим Светланов не стал еще и потому, что ему было просто не до того. В юности он придумал "дело жизни", которому можно себя посвятить целиком. Для него больше всего подходило именно амплуа симфонического дирижера. Это дело - русская музыка. Как рассказывает Светланов, он и дирижером решил стать, чтобы "возрождать забытые произведения русской классики". Возглавив Госоркестр, он претворил романтическую мечту в грандиозный проект - "Антологию русской симфонической музыки в грамзаписи". С тех пор, какие бы постановки, концерты, гастроли ни увлекали Светланова, главное для него - "Антология". Мечта его казалась утопичной: он хочет записать всю русскую симфоническую музыку. Однако за последние 20 лет огромную ее часть он уже издал. Кроме того, Светланов неустанно пропагандирует русскую классику. На телевидении он представил цикл всех симфоний Чайковского со своими предисловиями, для которых нашел покоряюще задушевные разговорные интонации.
В своем пропагандистском пафосе Светланов не зануден, а неотразимо обаятелен. Прописные истины вроде: "Мы должны знать нашу культуру, сохранять и развивать ее" он высказывает артистично, с убежденностью мудреца и жаром первооткрывателя.
Многих удивляет, что Светланов, искренне радея за культуру, не может обеспечить своему родному Госоркестру безбедное существование. Его музыканты зарабатывают немного, выступают часто, но нерегулярно. Говорят, что маэстро, выслушивая жалобы, лишь сокрушенно качает головой и отвечает что-то вроде: "Я буду молиться, чтобы все было хорошо". Это не ханжество и лень, а элементарная наивность человека, для которого в жизни всегда были созданы благоприятные условия - и учителями, и государством, и бдительной женой. Обычно руководители оркестров, где нет штата менеджеров, избавляющих шефа от хлопот, не гнушаются сами ходить к чиновникам и спонсорам в поисках денег, помещений, работы для своих коллективов. Светланову же при всем его исключительном авторитете не приходит в голову это делать.
Течение реки
Несмотря на идеализм, Светланов - музыкант эпического, а не драматического склада. Он не следует в своих трактовках актуальным тенденциям - стилистическим, психологическим, интеллектуальным. Любая музыка уподобляется у него образам природы, которую он ценит превыше всего, - бурям, порывам ветра, пению птиц и тому подобному. Лучезарные симфонии Глазунова отличаются у него от фантасмагорических опусов Шостаковича не стилистически, а фактурно, как отличаются друг от друга изображенные в одной живописной технике озеро и водопад.
Чаще всего рецензенты сравнивают звучание музыки под управлением Светланова с "течением реки, заданным самой природой": он тяготеет к распевности, затянутости темпов.
Но скуки не допускает: заполняет длинноты разнообразными нюансами, не теряя цельности и драматургической логики. Именно эта распевность и широта, свойственная манере Светланова, считается характерной для русской музыки. Но Светланов сохраняет ее и в зарубежных произведениях, которые подчас звучат у него как русские. Он предпочитает мощные, "полнокровные" сочинения, позволяющие показать максимум оттенков: от нежнейших пианиссимо до оглушительного грома. Стремится не интерпретировать произведение, считая себя не "истолкователем", а исполнителем воли композитора.
Благодаря эпическому подходу трактовки Светланова не устаревают. Поэтому он и сохраняет свое место в меняющейся художественной конъюнктуре. Взгляды на стиль и психологию меняются, а природа абсолютна, ее образы всегда уместны, и варьировать их можно бесконечно. Тем более, если качество звучания, баланс, сыгранность - высочайшие. Как всегда у Светланова.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.