15.09.2005 | Письма с 53-го этажа
Письмо четвертоеПро удивительные приключения Микки Мауса и Дональда Дака в Гонконге
В начале этой недели в Гонконге с помпой открыли Диснейленд. Это было действительно большое событие – в первых рядах сидела вся городская верхушка, усиленная вице-председателем КНР (второе лицо в государстве, между прочим) и звездами гонконгского кантопопа. Были и торжественные речи, и перерезание ленточки и традиционный танец львов, без которого здесь не могут открыть даже общественную столовую. Гонконг довольно пафосное место (достаточно взглянуть на небоскребы), и нужно этому городу, разумеется, только самое-самое.
Так вот, как радостно отметила местная пресса, гонконгский Диснейленд оказался самым маленьким Диснейлендом в мире. А в день открытия городские автомобилисты и хозяева многочисленных фабрик в соседней провинции Гуандун постарались и обеспечили Диснейленду еще одно выдающееся достижение. В день открытия парка был установлен рекорд в этом году по уровню загрязненности воздуха. Ну и, разумеется, Микки Маусы и Дональды Даки основательно проплавились под необычайно жарким для середины сентября солнцем. А в конце дня на гонконгский Диснейленд подали в суд. Все это можно было бы считать досадным совпадением, но не получается.
Весь август, пока в Диснейленде шли тестовые просмотры, местная пресса в основном писала не о красотах замка Спящей красавицы, а о многочасовых очередях к аттракционам, ресторанами и туалетам. Собственно, судебный иск был подан несчастным отцом семейства, который купил билеты на всю свою многочисленную семью, но из-за чудовищной давки и толчеи так и не смог прокатиться ни на одних горках.
В Гонконге не было открытого общественного протеста против строительства Диснейленда, как, например, в Париже, где интеллигенция громко возмущалась по поводу «нового символа американской культуры». Нет, гонконгцы предпочли пакостничать по-мелкому, не критикуя проект в целом, но указывая на его отдельные недочеты, которых уже набралось на целый том административного дела. Диснейленд – это, конечно, замечательно, говорят гонконгцы, но почему все же местные власти вносят 90% средств, а получают только 57% акций? Мы обеими руками за Диснейленд, продолжают граждане, но почему же рыбаки утверждают, что из-за строительства у них передохла вся рыба?
В день открытия парка в сотне метров от его ворот прошли акции протеста. Правозащитники посадили Микки Мауса в клетку, протестуя против бесчеловечных условий труда на китайских фабриках, где производятся диснеевские сувениры. А водители рейсовых микроавтобусов возмущались тем, что им не разрешают довозить туристов прямо до Диснейленда.
«Зеленые» до сих пор вспоминают десятки собак, оставшихся в парке после отъезда строителей. Собак уничтожили специальные службы, вызванные менеджерами компании, известной фильмами «Сто один долматинец» и «Сто один долматинец-2». Когда на следующее утро после открытия Диснейленда гонконгцы заглянули в утренние газеты, то обнаружили там репортаж о свинском поведении гостей из материкового Китая. Китайцы курили в ресторанах за столиками для некурящих, валялись на аккуратно огороженных газонах и разрешали своим детям справлять нужду прямо на улицах. Через день пресса написала о многочасовых очередях на check-in в двух отелях на территории парка. Еще через пару дней очереди на cheсk-in плавно переросли в очереди на chek-out. Кроме того, в номерах были обнаружены комары и загадочные жуки, завезенные вместе с китайской мебелью.
Наверное, дело в том, что Диснейленд был построен вовсе не для самих гонконгцев. Гонконг просто предоставил площадку для долгожданной встречи самого массового и безыскусного зрителя в мире с самым банальным и безвкусным вариантом американской мечты. И, несмотря на то что город действительно выигрывает от такого союза (экономисты говорят о десятках миллиардов долларов дополнительных доходов для городского бюджета в течение ближайших десятилетий), это не делает сводничество приятнее и почетнее. Город не может помешать этой встрече, но готов сделать все, чтобы испортить настроение ее участникам.
Автор - корреспондент РИА «Новости» в Гонконге
Вообще-то, между Гонконгом и Россией до начала этой недели не было практически ничего общего, с какой стороны ни посмотри. Но вот в Гонконге объявили о создании собственной Общественной палаты, что конечно же сразу напомнило о российских реалиях.
Вот и в Гонконге закипают страсти на почве межнациональных отношений. Пока ничего не жгут и даже не обещают, но кто знает, к чему может привести французский пример, растиражированный по местному телевидению. Тем более что речь идет о женщинах...