30.10.2007 | Арт
10 лучших музеев России. Часть 2Работу директора можно приравнять к подвигу разведчика
5. Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба «Ясная Поляна»
Что уникально:
Ясная Поляна — единственный из российских музеев, где благодаря директору, потомку великого владельца старой усадьбы, восстановление былого уклада жизни превращено в азартную концептуальную акцию.
О реконструкции культурной атмосферы, инициированной когда-то великим именем, позаботилось руководство и другой знаменитой литературной усадьбы — Ясная Поляна в Тульской области. Разветвленная система филиалов, мощная хозяйственная структура позволили директору Ясной Поляны праправнуку Льва Толстого Владимиру Толстому превратить весь округ в пространство масштабного эксперимента по воссозданию близкой ко времени Льва Николаевича целостной среды общения и возрождению его этических и эстетических принципов. В частности, руководство музея даже тактично вмешалось в деятельность учебных заведений, расположенных в границах его филиалов, и влияет на культурный контекст через систему дополнительного образования, основанного на наследии и заветах писателя. Глобальный эксперимент «переформатирования» пространства жизни «по Толстому» включает и отлично придуманную туристическую инфраструктуру: современная гостинично-сервисная служба, которой ведает сам музей, этнотуризм, детский туризм и т.д. Традицией стали исторические реконструкции событий жизни семьи Толстого, а также проведение международных научных чтений и семинаров. По качеству и масштабу презентации культурного наследия с Ясной Поляной может сравниться лишь пушкинское Михайловское, где так же заботливо воссоздается атмосфера эпохи. Однако и у Михайловского, и у Ясной Поляны сегодня большие проблемы с реализацией жизненно необходимых музеям планов: государство отказывает им в праве ведения собственной, независимой экономической деятельности. К тому же на великолепные территории заповедников посягают разные застройщики, получившие добро у муниципальных властей.
6. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Что уникально:
Это единственное в России место, последовательно поддерживающее имидж города-музея.
Этот музейный комплекс включает главные памятники «старшего брата» Москвы — Владимиро-Суздальского княжества. В состав музея-заповедника входят памятники древних городов Владимира и Суздаля, а также резиденция князя Андрея Боголюбского село Боголюбово и заложенный в 1151 году Юрием Долгоруким первый белокаменный храм Владимиро-Суздальской Руси в селе Кидекша. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли — лучшее, что было создано зодчими Северо-Восточной Руси до татаро-монгольского нашествия. Принадлежность музею помогает поддерживать храмы в хорошем состоянии. Однако именно Суздаль дает возможность оценить возвращение в историю не только локально, не только в жанре общения с отдельными шедеврами. Его пример открывает глаза на то, чем просто город отличается от города-музея. В просто городе улица — это улица, дом как дом. В городе-музее каждая улица — экспонат, каждый дом — артефакт. Ни в одном большом центре страны вы такого не встретите. Сравнить Суздаль можно лишь с фламандским Брюгге, бывшим в XV веке центром богатого и великолепного Бургундского герцогства. В обоих городах на три улицы приходится двадцать музеев (главные ансамбли Суздаля — кремль с памятниками XI — XVIII веков и Спасо-Евфимиев монастырь, построенный в XVI — XVII веках). В обоих городах архитектурный облик почти не менялся со Средних веков. Но самое главное сходство — в возможности живого общения с историей. Любой выставочный зал Суздаля перестает восприниматься колумбарием культуры, но ощущается частью естественного пространства жизни.
7. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Что уникально:
Это единственный российский музейный комплекс, хранящий добрый десяток архитектурных ансамблей большого города.
Ярославский музей-заповедник является одним из старейших музеев древнего искусства в России. Он был создан в 1865 году. Сегодня заповедник опекает первостатейные памятники: церкви средневековой Руси, являющиеся хрестоматийными для истории отечественного искусства. Прежде всего — Спасо-Преображенский собор одноименного монастыря. И собор, и монастырь можно назвать энциклопедией стиля XVI века: благодаря музею прекрасно сохранились архитектурный облик построенного в 1506–1516 годах храма, его фресковые росписи. Иконы и книги времени Ивана Грозного составляют экспозицию в бывших монастырских корпусах. Отдельный повод для гордости у музея — история, связанная с главным литпамятником Древней Руси «Словом о полку Игореве». Именно в архивах Спасо-Преображенского монастыря в конце XVIII века граф Александр Мусин-Пушкин обнаружил эту знаменитую эпическую поэму XII столетия. В бывшей монастырской трапезной развернута отдельная экспозиция, посвященная «Слову». Бонус посетителю главной, монастырской экспозиции музея — лучший в Ярославле вид на Волгу, что открывается со звонницы. Помимо монастыря в состав музея-заповедника входят ярославские храмы XVII века, построенные на деньги богатого местного купечества. Это церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Богоявления. Своим великолепием памятники снискали славу эталонных для искусства позднего средневековья в России.
8. Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Что уникально:
Петергоф — единственный из наших музеев, сумевший стать парадным портретом российского музейного дела.
Основанная Петром I царская резиденция Петергоф была национализирована и превращена в музей в 1918 году декретом Совета народных комиссаров. За советскую историю на долю Петергофа выпали трудные испытания: во время Второй мировой его наполовину уничтожили фашисты. Самоотверженные специалисты практически заново возводили дворцы, разбивали парки, строили гидравлическую систему фонтанов. Сегодня Петергоф выделяется среди других петербургских императорских резиденций прежде всего безупречным внешним видом, отменным сервисом и перфекционизмом ведущихся реставрационных работ. Перед нами тот случай, когда место красит человек. Директора Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф» Вадима Знаменова можно назвать одним из лучших музейных директоров современной России. Помимо рачительной заботы о каждой постройке, каждом деревце, каждом фонтане Петродворца Знаменов привел в порядок и другую петергофскую резиденцию — Александрию, дачу Николая I и его жены Александры Федоровны с чудеснейшим неоготическим дворцом Коттедж. Кроме того, Знаменову удалось возродить до недавнего времени неузнаваемо перестроенный деревянный
Путевой дворец Петра I, что стоит на Петергофской дороге. Классные реставраторы реконструировали дворец и разбитый по проекту Растрелли в середине XVIII века сад с фонтанами. Сегодня в ведение «империи Знаменова» отписали и Ораниенбаум — проблемную в плане сохранности и менеджмента резиденцию закадычного друга Петра I князя Александра Даниловича Меншикова, единственную не подвергшуюся разрушению фашистами в годы Великой Отечественной войны.
9. Самарский художественный музей
Что уникально:
Самарский художественный музей — единственный в стране, в котором работу директора можно приравнять к подвигу разведчика.
В этом году Самарский художественный музей празднует два юбилея: 110 лет музейной коллекции и 70 лет со дня основания. Гордость музея — коллекция русского авангарда и современного искусства. Заслуга ее формирования и сохранения принадлежит Анэтте Басс, чью миссию по спасению авангарда и поддержке новых направлений в искусстве можно сравнить разве что с деятельностью легендарного директора Русского музея Василия Пушкарева, спасавшего картины Малевича, Татлина и Филонова в самые суровые годы советской реакции. Анэтта Басс руководила музеем с 1958 по 2006 год — год своей кончины — и главной в своей работе сделала тему русского авангарда. В итоге за годы ее работы в музее фонд нового искусства стал одним из самых представительных среди российских галерей: там встречаются практически все главные имена 1910–20−х годов. Спасать авангард в годы запретов Анэтте Басс и ее коллегам приходилось весьма хитроумными способами. В частности,приговоренную к уничтожению кубофутуристическую картину Малевича 1913 года «Жизнь в большой гостинице» сотрудники прятали в запасниках, буквально рискуя карьерой и благополучием. Благодаря энергии Анэтты Басс и ее единомышленников удалось выбить для музея прекрасное здание эпохи модерн в центре города. В селе Ширяево, недалеко от того места, где Репин писал «Бурлаков на Волге», по инициативе руководства Самарского музея был открыт филиал — Дом-музей Ильи Репина. Теперь молодые самарцы устраивают в Ширяеве международную биеннале современного искусства.
10. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
Что уникально:
Краснодарский музей — единственный из музеев России, дающий надежду на стабилизацию культурной жизни Северного Кавказа.
Этот музей — один из старейших музеев русского искусства на Юге России. Он был открыт в 1904 году. Основу экспозиции составила частная коллекция, собранная краснодарским купцом и меценатом Федором Коваленко и переданная в дар городу. Музей может похвастаться первоклассным собранием древних икон и русской живописи классического периода, симпатичными разделами западноевропейского и восточного искусства. Гордость — крупнейшая на юге России коллекция отечественного авангарда начала XX века. Авангард в Краснодаре появился благодаря профессиональным и личным качествам возглавлявшего музей в 20−е годы выпускника Московского университета историка Р. К. Войцика. Он дружил со многими художниками, и они охотно делились с музеем своими работами. Сегодня музей увлеченно продвигает проекты с участием молодого поколения. В апреле 2007 года в Краснодарском музее открылась выставка «Молодая палитра» — итоговая экспозиция грантового конкурса, учрежденного Минкультом, благотворительным фондом и администрацией края среди только что получивших профессиональное образование художников. Поскольку активность работы с современным искусством в Краснодаре (как, впрочем, и в большинстве городов России) близка нулю, конкурс и выставка преследуют благородную цель стимулировать процесс интеграции молодых в актуальный художественный контекст и в конечном счете пополнить фонды музея новыми работами.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.