Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

21.10.2007 | Арт

Сквот в спальном районе

В Петербурге появилась фабрика актуального искусства

   

Культурная ситуация в культурной столице грустная. Культурных событий в Петербурге мало. Город стал заложником собственного имиджа. Неправда ли, подобные фразы стали привычными? Их уже как бы и не замечаешь: так уж сложилось, плечами можно только пожать. Государственные организации (вроде филиала ГЦСИ) годами добиваются получения помещений, а создание чего-то нового (например, Центр им. Сергея Курёхина) – случай исключительный. Казалось бы, и людей достойных, и пространств, где они могли бы работать, немало. Однако администрации города милее торговые комплексы и бизнес-центры. Понятное дело, художникам остаётся рассчитывать на самих себя.

В конце апреля живописцы Илья Гапонов и Иван Плющ вместе с искусствоведом Анастасией Шавлоховой заняли верхний этаж одного из корпусов бывшего ракетного завода на пр. Непокорённых, 17. Заняли вполне законно, по счастливому стечению обстоятельств. Присутствие слова "сквот" в нынешнем названии сей инициативы – своего рода проявление ностальгии на фоне набирающего обороты отечественного арт-рынка. Каковы планы собственника здания, неизвестно. Пока основные площади сдаются под офисы.

Что касается технического этажа в 700 кв. метров, то он никогда толком не использовался, завален был всяческим хламом, стоял без окон и отопления. Деньги, заработанные художниками на коммерческих заказах, пошли на ремонт, закупку мебели и техники. Теперь здесь белые стены, стеклопакеты, гостиная с красными диванами, офис, шелкографский станок и десяток мастерских. Плюс выставочные пространства, зал для видеопоказов и 500 метров крыши, откуда отлично видны Исаакий и Петропавловка.

Само по себе здание – рядовой пример брутального брежневского модернизма. Рядом железная дорога, автомобильный виадук. Спальный район, но всё-таки не окраина.

Свою главнейшую задачу Шавлохова, Гапонов и Плющ видят в предоставлении художникам мастерских для работы над конкретными проектами. Любой желающий может принести портфолио и, будучи одобрен коллективным решением, занять одну из мастерских месяца на три. После его сменяет другой претендент. Т.е. внешне всё очень похоже на западного образца резиденцию для художников. С той только разницей, что на Западе подобным занимаются крупные фонды. Довлеющая идеология при отборе кандидатур отсутствует, но общая направленность угадывается.

Всем, кто сейчас работает в "Сквоте", до тридцати, некоторые ещё студенты (преимущественно, "мухинцы"). Соответственно, производимая продукция не имеет ничего общего с питерским андеграундом 80-х или разнузданной эклектикой 90-х. В ближайших планах – сотрудничество с галереей "Глобус" и "Винзаводом".

Раз в две недели случается вернисажный день, когда открытие выставок совмещается с видеопрограммами и концертами. Хотелось бы устраивать воркшопы, мастер-классы, возможно, лекции, возможно, перфомансы. Чего бы только не хотелось. "Мы не знаем, что такое искусство, ведь оно эфемерно. Делаем всё наощупь. – говорит А. Шавлохова, совмещающая обязанности куратора и директора. – Я искренне верю, что то, что мы делаем, нужно людям".

По изначальной идее "Сквот непокорённых" сравним, пожалуй, с "Пушкинской 10". Правда, там вода давно перестала быть проточной, и большинство обитателей вошло в состояние гомеостаза. Именно этого больше всего опасаются "непокорённые".



Источник: Gif.ru. 8.10.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.