28.12.2010 | Архитектура / Город
Огни ПетербургаАдминистрация города решила взять метеорологию в компаньоны по оформлению достопримечательностей
В преддверии главного праздника страны Санкт-Петербург становится позитивным. Мосты над Невою задорно перемигиваются. В фонтанной чаше у Адмиралтейства ежевечерне свершается световая фантасмагория экстаза. Колонны Гостиного двора оплетены весёлыми гирляндами. Настоящим дворцом Снежной Королевы стала Биржа: тысячи голубых огоньков прикрывают излишнюю строгость архитектуры. Дабы всем была понятна причина эйфории, гранитная стена Петропавловской крепости снабжена грандиозным электрическим экраном, перманентно напоминающем: «С Новым Годом!».
Созданию зимнего, приподнятого настроения способствуют не только бесчисленные лампочки. Гораздо более щедро город декорирован украшениями природными. С фронтонов, сандриков, карнизов, скульптур, кованых кронштейнов гроздьями свисают знаменитые петербургские сосули. Вероятно, они войдут в традицию.
После прошлой зимы администрация решила взять метеорологию в компаньоны по оформлению достопримечательностей в холодное время года. Памятником сему плодотворному союзу служит башня Городской думы. Здесь рукотворные огни искусно скомпонованы так, чтобы имитировать нерукотворные сосули. Навстречу им с земли радостно тянутся сугробы. Каждый может в них поваляться, зарыться, вспомнить детство. Особенно удобно этим заниматься там, где нет автотранспорта. Благо каждая вторая улица в центре предусмотрительно закрыта на ремонт. После променадов петербуржцы и гости города приносят домой сувениры в виде соляных кристаллов. Их бережно высушивают на коврике подле входной двери, отбирают наиболее крупные экземпляры с тем, чтобы посыпать ими друг друга в новогоднюю ночь. Конфетти теперь не в моде. Равно, как и серпантин, на смену которому пришли целлулоидные ленты в красно-белую косую полоску. Соответствующие службы позаботились об их повсеместном бесплатном распространении.
На улицах и площадях вы встретите, помимо пластиковых елей и колоссальных Дедов Морозов, затейливые малые архитектурные формы. Так, на площади Лихачева близ Биржевого моста высится павильон в наришкинско-китайском вкусе. Дмитрий Сергеевич, будь он жив, безусловно счёл бы постройку парковой беседкой с характерным сочетанием псевдоготики и шинуазри. Архитектура всюду предъявляется как подарок. Укутывается светодиодами, иллюминируется, надписывается. Два главных подарка презентованы в ноябре месяце, заняв почётные места в ансамбле площади Восстания. Наряд «Стокманна» в усреднённо-буржуазном вкусе имитирует доходный дом, стоявший здесь прежде. Протяжённый фасад «Галереи» суровее, немного в сталинском духе. Оба сооружения буквально разрываемы киловаттами энергии. Однако к манящим огням нужно ещё смочь приблизиться. Барочные нагромождения снега разной степени текучести увеличивают расстояния в двое-трое и искажают перспективу. Следует отметить, что природные явления объединяют людей. Люди как будто стали вежливее, внимательнее, сочувственнее. Климат и архитектура – вот, что способно сплотить народ.
Что касается рядовых зданий, то, помимо предупредительных ленточек, они обогащены этикетками. Например: «Опасная зона! Не подходите близко к фасадам!!». То есть фасады существуют в двух модусах. Одни завлекают, другие угрожают. Последних подавляющее большинство. Архитектура, не выдерживая равнодушия к себе, оборачивается против человека. Знакомый искусствовед мечтает закатать Петербург в бетон. Действительно, не выстроить ли новое торгово-развлекательное поселение «Град Петров».
Музей истории города предлагает замечательную открытку. Невский проспект первой половины XIX века, утопающий в снегу, тротуары неотличимы от проезжей части, прохожие бредут вместе с повозками, луна освещает им путь. Продавщица говорит: «Вот, приходят, спрашивают, - что это у вас поздравительная открытка такая мрачная. Я отвечаю: уж как есть». Всё же нынешний Петербург лучше, цветастее, богаче как-то. Из декабрьских сумерек яркими прожекторами извлечён ангел на Александровской колонне. Фиолетовое сияние символизирует, надо полагать, мистическое начало Петербурга, по-прежнему пользующееся популярностью. Мамаши с детьми замирают в восторге: «Посмотри, как красиво!». И только отдельные, не вымершие пока перверты, вынужденные возвращаться в родные пенаты через Дворцовую площадь, через Стрелку шепчут под нос: «Господа, вы звери, вы будете прокляты вашей страной».
Снос во Владивостоке «архитектурного» корпуса Политехнического института, который начался в декабре 2018 года, стал поводом для одной из самых громких дискуссий об архитектуре в городе. Причина для сноса – строительство межмузейного комплекса, среди участников проекта называют Третьяковскую галерею, Мариинский театр, Русский музей, а также Эрмитаж и Музей Востока.
Многие городские новости 2017 года были связаны не столько с архитектурой, сколько с политикой, общественным мнением, большими деньгами и другими аспектами, которые неизбежно усложняют обсуждение собственно архитектурных достоинств того или иного проекта. Но на фоне общего ажиотажа вокруг массовой застройки, были и более спокойные и позитивные архитектурные новости.