Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.10.2007 | Арт

Искусство жизни

О Баранове-Россине следовало выпустить не каталоги с искусствоведческими статьями, а общедоступную книгу в серии "ЖЗЛ"

Художник Владимир Баранов-Россине (1888 - 1944) - относительно новое имя для отечественной арт-летописи. До революции живший преимущественно в Париже, а в 1925 году уже навсегда покинувший Россию, на родине он был плохо знаком и мало востребован. Первая статья о нем появилась уже после перестройки, в 1991-м. А вот дальше началось триумфальное возвращение в историю искусства (и на арт-рынок). В 2002 году гигантские ретроспективы прошли в Третьяковке и Русском музее.

В 2004-м на аукционе "Sotheby's" его натюрморт был продан за сенсационную по тем временам сумму - 1,184 миллиона долларов. И вот теперь в Музее личных коллекций открылась выставка "Владимир Баранов-Россине - художник русского авангарда", представляющая лишь ранний период творчества (до 1918 года), но с максимальной полнотой: работы собирались по провинциальным музеям и частным собраниям, свозились не только из Парижа, но и из Нью-Йорка, Вашингтона, Мадрида. Это практически триумф. Надо сказать, с трудом объяснимый.

Баранов-Россине - скорее яркий персонаж, чем оригинальный художник.

Небесталанный живописец, он с легкостью прогарцевал по всем возможным "измам" искусства первой половины XX века. Тут и импрессионизм, и постимпрессионизм, и кубизм, и кубофутуризм, и символизм, и абстракционизм. А напоследок сюрреализм (этих самых занятных работ конца 1920 - 1930-х годов в нынешней экспозиции нет). Наиболее ценными в его творческом наследии являются разноцветные кубофутуристические скульптуры 1913 - 1914 годов, опередившие по времени подобные объекты швейцарца Ханса Арпа и француза Анри Лоранса. Три эти полутораметровые скульптуры из дерева и цинка ("Симфония № 1", "Танец", "Политехническая скульптура") стали украшением нынешней выставки и уже произвели сенсацию в музейных кругах. Но, согласитесь, для звания "забытого гения" этого все-таки мало. Как мало для славы близкого знакомства с братьями Бурлюками, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, с Робером и Соней Делоне.

О Баранове-Россине следовало выпустить не каталоги с искусствоведческими статьями, а общедоступную книгу в серии "Жизнь замечательных людей".

В его жизни замечательным, примечательным и неожиданным является все начиная с имени. Был мальчик Шулим-Вольф Баранов из местечка под Мелитополем. Был художник Леонид Баранов, в 1907 - 1908 годах работавший в разных стилях и принимавший участие в выставках самых разных ориентаций - от реалистической до авангардной. Был студент петербургской Академии художеств Владимир Баранов, отчисленный из нее в 1909 году за непосещение (в самом деле, что было там делать молодому экспериментатору?). А в 1910 году уже в Париже появляется французский художник Даниэль Россине (Rossine), лишь своим псевдонимом намекающий на происхождение.

В Россию он вернется сразу после Февральской революции, а после Октябрьской станет руководителем мастерской в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских, войдет в Коллегию по делам искусств при Наркомпросе, будет принимать самое деятельное участие в праздничном оформлении Петрограда в честь годовщины революции. То есть, как все авангардисты, Баранов-Россине примет новый порядок с восторгом от перемен. Однако уже в 1920 году пытается эмигрировать, что удается лишь в 1925-м. Чем вызваны перемены в его мировосприятии - остается только гадать.

Скорее всего, художнику, подвижному, переменчивому, протеистичному не только в разноликом творчестве, но и в жизни, загодя почувствовалась тяжелая поступь Власти, бронзовеющей на глазах.

А Баранов-Россине в самом деле был необычайно гуттаперчевым. Он - не только художник, но и музыкант, изобретатель, конструктор. Придумал оптофон (фортепиано, к клавиатуре которого присоединялась движущаяся конструкция с разноцветными фильтрами, через которые при исполнении пьесы синхронно проецировались на стену абстрактные картины). Устраивал с его помощью "цвето-зрительные концерты" в России и в Европе. Создал аппарат для изготовления газировки. Изобрел хромотрон-измеритель, который можно было использовать и в ювелирном деле, и в фармацевтике.

Ну а главное - Баранов-Россине, посвятивший всего себя визуальным исследованиям, в конце концов додумался до рисунка в стиле "хамелеон" для маскировки военных объектов. Теперь мы знаем его как камуфляж, необходимую составляющую милитари-стиля.

Но самому художнику не удалось спрятаться от роковой истории XX века - камуфляж не помог. Избежав объятий власти советской, он попал в лапы фашистской диктатуры. Владимир Баранов-Россине в 1944 году умер в Освенциме. Трагический, но символический финал этой очень яркой жизни. Которая превосходит по силе и страстности всякое искусство.



Источник: "Культура" № 40, 11.10.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.