РАМТ
19.10.2007 | Театр
Искатели приключенийИстория компании друзей – Бакунина, Станкевича, Белинского, Тургенева, Огарева и Герцена, – оказалась увлекательной
Москва года два готовилась к премьере трилогии самого известного современного английского драматурга Тома Стоппарда о нашей отечественной истории под названием «Берег Утопии». Автор наведывался регулярно, перевод всех трех пьес на русский язык братьев Островских вышел отдельным изданием. Но главное, конечно, Российский Молодежный театр все это время готовил для нас десятичасовй марафон: три полновесных спектакля подряд в один день. Высмотреть-то столько трудно, а каково актерам сыграть? Пришедшие на премьеру готовились к испытаниям. Однако оказалось, что никакого особого терпения не потребовалось.
История одной компании друзей – Бакунина, Станкевича, Белинского, Тургенева, Огарева и Герцена, – проживающей на наших глазах лет тридцать пять, оказалась весьма увлекательной.
Режиссер Алексей Бородин поставил спектакль именно о людях, их страстях, их упованиях, их слабостях и неразрывных, почти братских узах. Их грезы о всечеловеческом счастье, их попытки устроить рай на земле – вовсе не главная их утопия. Их всех с юности опьянила утопия о самих себе, как о вершителях судеб и носителях истины. Нескорая утрата этой иллюзии – самая тяжкое разочарование героев спектакля. Ирония рождается из постоянного сопоставления высоких помыслов о судьбах мира и неумения справляться с домашними неурядицами.
Это ирония судьбы, а не насмешка автора и режиссера. Театр не сомневается в чистоте и искренности этих помыслов, а потому все герои театром любимы.
Даже до старости барчук Миша Бакунин (Степан Морозов), из которого многочисленные сестры создали в юности себе кумира, и который так и привык всю жизнь воспринимать себя как дар небес. Даже Виссарион Белинский (прекрасная роль Евгения Редько), закомплексованный, считающий копейки недоученный бедняк среди благополучных друзей, издерганный и зажатый, способный в присутствии дамы сердца только стулья ронять. Настоящий роман он крутит с литературой, и только с ней он блистателен, победителен, страстен и повелительно капризен. Что уж говорить о тонком знатоке женских сердец Иване Тургеневе (Алексей Мясников), всю жизнь пролюбившем Виардо вприглядку. А поборник абсолютной свободы Герцен (Илья Исаев) так и не смог дать ощущение свободы своим домашним.
Спектакль «Берег Утопии» пока не ровен, порой говорлив и чуть суетлив. Но он как-то умно лишен пафоса и полон человечности. Ради этого стоит потратить день. И потом, десять часов в театре – это же настоящее приключение.
Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.
Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.