Фонд культуры "Екатерина"
11.10.2007 | Арт
Скунс. Смотреть, а не нюхатьУилсон воплотил свои философские изыски о столкновении пространства и времени
Роберт (Боб) Уилсон... Он считается великим театральным режиссером. Актеры в его постановках надолго замирают, молчат, отбрасывают тени на стене. Движения, слова - ненужная глупость, тщетная нелепость бытия. Авторский текст - ничто, пластика - все.
Но Уилсон - еще и художник, куратор выставок. Сам видеоартист. Его арт-проект "VOOM. Портреты Роберта Уилсона" анонсировала 2-я Московская биеннале современного искусства. Но что-то не сложилось тогда в новых пространствах ЦУМа, и теперь работы Уилсона принял Фонд культуры "Екатерина" на Лубянке по инициативе агентства "Марка: FF".
Это потрясающая выставка. Заказные работы для американского кабельного телеканала "VOOM HD Networks" (отсюда название), в которых участвуют Изабелла Росселлини, Джонни Депп, Брэд Питт и другие кинознаменитости наравне с обычным автомехаником и животными вроде скунса или полярной совы, являются самодостаточными артефактами. Как это придумал Уилсон - глупый вопрос. С ним была целая группа из двух десятков человек, владеющих новыми технологиями, которые лирику Уилсона материализовали и превратили в практику повседневности. Короче, перед зрителем - уникальные экраны, на которых появляются ожившие фотографии.
На видеопортретах кто-то начинает плакать, кто-то дышать. Стреляют из водяного пистолета, поднимая неподвижную дотоле руку. Моргают, хрюкают.
На китайского художника Жана Хуана, работающего с насекомыми, садятся бабочки-махаоны. Замечательный танцовщик Михаил Барышников предстает в образе св. Себастьяна, умученного стрелами, и по лицу прикованного к античной колонне танцовщика видно, как он страдает - особенно из-за того, что его ноги превращены в полнейшее физиологическое безобразие.
Лучше всего, конечно, живой скунс, который под минималистическую музыку бродит по шкуркам покойных собратьев.
Скунс - он очень красивый, черно-белый, хоть и воняет. И Уилсон выбирает черно-белую технику, чтобы этого скунса показать во всей красе. И выбирает очень правильную музыку, никакую, из трех нот. (Режиссер, работавший с композитором Филиппом Глассом, знает толк в простоте.)
Как это оценить? Дорого в финансовом смысле, ибо видеопортреты Уилсона технологически изощренны, исполнены в пяти экземплярах и продаются за безумные (по моим представлениям) деньги. Дорого в смысле художественном, поскольку Уилсон воплотил свои философские изыски о столкновении пространства и времени (его главная идея - конфликт их в видеокартинке, где увидеть статичность и мобильность остается на совести зрителя).
Скунс гораздо интересней Изабеллы Росселлини. А это вообще правильный подход.
Ну и просто безумно красиво. А вот эта оценка в самом деле дорогого стоит.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.