Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.07.2007 | Арт

Какой картеж!

«Игры» Юрия Аввакумова в фонде Stella Art.

Лучшей выставки к собственному пятидесятилетию в случае с Юрием Аввакумовым и нельзя себе представить.

Юрий – хранитель тайного знания русского конструктивизма.

И выставка дает понять, что секреты лаборатории конструктивизма может приоткрыть та философия игры, что стала темой книги Йохана Хейзинги «Человек играющий». То есть экспозицию в Stella Art можно считать творческим кредо Аввакумова.

Что видим? Из карточных колод с ядреными цветастыми рубашками и картинками складываются пространственные каскады: башни, горы. Они кинетические. Карты скреплены проволокой, и если потянуть штырек на кончике пирамиды вверх – каскад поднимается. При нажатии вниз – карты складываются на стол плоским орнаментальным пятном. Из сцепленных проволокой в цилиндр черных костяшек домино с белыми точками выросло модернистское здание. Мы будто наблюдаем его в ночном освещении с горящими окнами внутри. Городки – это синопсис модернистского проектирования как такового. Протоформы (цилиндры – палочки) складываются в пространственные композиции, своим лаконизмом и выразительностью соперничающие с шедеврами авангардного зодчества. Аввакумов сделал городкам маленькие памятники, сложил из них дорожку. А в перспективе показал фильм – хронику городошной игры. Люди строят композиции из палочек – одна другой причудливее и выразительнее. А потом берут биту и фигачат ею по импровизированному архитектурному шедевру безжалостно и беспощадно. И эта хрупкость отношения к форме, тревога за нее – тоже лейтмотив творчества Юрия.

Экспозиция ненавязчиво и тактично дает понять, что конструктивизм как стиль отвечает принципу картежа (того самого, о котором думала кэрролловская Алиса, видя процессию из карточных персонажей).

Философия игры реализуется в конструктивизме максимально. Во-первых, стиль отвечает принципу тотальности – он требует абсолютной регламентации жизни (вспомним устройство домов-коммун). Во-вторых, это по определению открытый проект (как и игра, в которой самое главное не результат, а процесс). Железный каркас правил и импровизация, тотальность и артистическая свобода, требование полной самоотдачи и презрение к тоталитарной серьезности, не результат, а процесс – вот динамические пары, которые заряжают энергией и наследие модернизма, и творчество Юрия Аввакумова, и феномен культуры под названием «Игра».



Источник: "Время новостей", № 132, 2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
18.06.2021
Арт

Далекие близкие

Табурэ получила европейскую известность как художник-портретист. В центре ее внимания всегда находится человек, его взаимоотношения с другими и самим собой. Одним из центральных в поэтике художницы является мотив отражения, как способа самопознания. При этом зеркалом, позволяющим понять что-то о себе, оказывается другой.

Стенгазета
29.04.2021
Арт

Многоликий Базелиц

В галерее CFA (Берлин) открылась «Академия Руссо» - выставка немецкого художника-неоэкспрессиониста Георга Базелица, одного из основателей направления «Новые дикие», получившего известность благодаря переворачиванию своих картин и рисунков вниз головой, что, по его мнению, способствуют преодолению главенства содержания над формой.