25.07.2007 | Балет
Вместо балета — блеск буклетаБольшой театр завершил сезон "Класс-концертом".
В этом сезоне балет Большого театра приковал к себе всеобщее внимание, показав оригинальную версию реконструкции старинного балета «Корсар». Казалось бы, осталось лишь пожинать плоды этой огромной изнурительной работы, увидеть которую с интересом готовятся в Лондоне, Турине, Париже – и далее везде. Однако театру этого показалось мало. Он решил завершить сезон возобновлением «Класс-концерта» Асафа Мессерера – парадным вариантом обычного экзерсиса, который ежедневно проделывают все артисты «Большого балета».
Имя танцовщика, педагога, балетмейстера Асафа Мессерера и понятие «московский балет» – абсолютные синонимы.
Ярких звезд, украсивших и развивших хореографическое искусство Большого театра, великое множество. Но не было другого человека, в чьей деятельности на протяжении чуть ли не всего ХХ века это самое искусство концентрировалось бы во всей полноте и фундаментальной основательности.
Танцу Асаф Мессерер учился у легендарных создателей московского балетного исполнительства. В 1918-1919 годах – в Москве в студии Михаила Мордкина, а в 1919--1921 годах – в Московском хореографическом училище у самого Александра Горского, настойчиво искавшего то сочетание академизма и виртуозности с живой эмоциональностью, которое и стало основой фирменного стиля московского балета.
По окончании школы Асаф Мессерер был принят в труппу Большого театра и до 1954 года оставался его ведущим солистом.
Случай практически беспрецедентный, потому что заниматься балетом Асаф Мессерер начал в подростковом возрасте, когда иные уже заявляют о себе как мастера. А танцовщиком он стал не просто ведущим, но многоплановым.
Ему была подвластна лирика благородных романтических принцев. Он был выдающимся виртуозом, обогатившим мужской танец новыми трюками. И он был ярким актером, создавшим множество запоминающихся комедийных и гротескных ролей: Китайский фокусник и Божок в революционном «Красном маке» (1927), гимнаст Тибул в «Трех толстяках» (1935), Принц в первой постановке прокофьевской «Золушки» (1945) и др.
Мессерер успешно ставил и сам: его феерическая миниатюра «Футболист» на музыку Александра Цфасмана имела сногсшибательный эстрадный успех. А его редакция классического «Лебединого озера», сделанная в 1937 году, стала именно тем протокольным фасадом советского искусства, который десятки лет демонстрировали всем без исключения высоким гостям СССР.
Однако главный вклад Асафа Мессерера в балет – это его уникальный класс. То есть система ежедневных упражнений, которая сформировала и поддерживала на протяжении многих десятилетий всех без исключения артистов Большого театра: от последней линии кордебалета до звезд первой величины.
Преподавать Мессерер начал в 1921 году. С 1923 по 1960 год вел занятия в Московском хореографическом училище и воспитал множество выдающихся исполнителей. А параллельно с 1946 года и до последних дней жизни (Асаф Мессерер умер в 1992 году) ежедневно вел в Большом театре тот самый класс усовершенствования – так называлась эта работа по штатному расписанию.
Авторитет класса Асафа Мессерера был и остается непререкаемым: это одна из основ русского балета, подобно методике обучения, систематизированной в Петербурге Агриппиной Вагановой. Естественно, что с началом мировых триумфов «Большого балета» повсюду возник горячий интерес к этой закулисной кухне танцевального мастерства. В 1960 году Асаф Мессерер скомпоновал сценический вариант урока. Его опробовали в школе, а затем поручили труппе Большого театра и стали включать в программы зарубежных турне. Успех подогревался тем, что для звезд, состав которых постоянно менялся, Асаф Мессерер подбирал наиболее выигрышные комбинации, умело усиливая блеск виртуозных движений исполнительскими качествами артистов и, наоборот, подчеркивая индивидуальность наиболее подходящими артисту па.
В этом оказался и неявный парадокс проекта.
Несмотря на то что разработанная Мессерером система казалась безусловной, как дважды два четыре, ее эффективность все же зависела от того, насколько талантливо она применяется. Нынешний класс-концерт повторяет прежнюю форму традиционного урока. Он привлекателен блеском сегодняшних звезд Большого, занятых в этом балете далеко не в полном составе. Но о таланте Асафа Мессерера, памяти которого, казалось бы, посвящена вся затея, в данном случае напоминает лишь буклет.
В гости норвежцев позвал берлинский Штаатсбалет, которым второй сезон руководит испанец Начо Дуато. Балет Ghosts в его духе – мрачновато, междисциплинарно, но не опасно и вполне консервативно. И очень стильно.
Испанец Начо Дуато под огнем критики уже с января 2013-го, когда его официально представили в качестве преемника Владимира Малахова. Получить место оказалось легче, чем доказать критике, что ты его заслуживаешь, — никакие достижения в расчет не брались. Вундеркинду 90-х явно показывали, что он не на своем месте. Во всяком случае, в Берлине.